По данным Бюро статистики Казахстана, к концу 2023 года работали 3 914 точек размещения туристов. О цифровизации отрасли мы поговорили с Иваном Черевко, создателем приложения Hotelscan.
Иван, в 20 лет вы основали гостиничный метапоиск Hotelscan. Расскажите, как Вы пришли в сферу туризма? С чего начался Ваш путь?
В 2011 году одна из моих коллег по прошлой команде позвала меня в венчурный фонд. Одним из направлений фонда был проект поиска билетов на самолет. Я согласился не сразу. Инкубировали тогда в фонд два проекта: маркетплейс для fashion и гостиничный метапоиск для рынка.
В то же время по всему СНГ, включая Казахстан, где была сосредоточена наша деятельность, набрал обороты и стал популярным тревел-рынок. Появились значимые проекты в онлайн-путешествиях. Стало возможным выбирать и планировать свое путешествие, свой отдых онлайн. В это время становится актуальным вопрос: «А где дешевле?».
Партнеры фонда для дальнейшего развития предложили выбрать проекты, создать отдельные команды для работы над ними. Я выбрал метапоиск. Он был близок мне по многим факторам. Я сказал партнерам: «Я готов заниматься проектом, но не готов заниматься маркетингом. Я хочу заниматься проектом полностью. Давайте я буду СEO, и я сделаю из него конфетку». Партнеры предоставили мне этот шанс.
Это был декабрь 2011 года. Я перебрался в отдельный кабинет, окинул его взглядом, там стоял тогда только один стол. Теперь здесь будет находиться команда Hotelscan. Это был мой переход в предпринимательство, это был мой стартап.
Это впечатляюще. Как к 20 годам заработать такой бэкграунд?
Все очень просто. Все карьерные вопросы у меня сдвинуты по естественным причинам. Я в 11 лет закончил школу. Начал работать с 14 лет. И соответственно к 20 годам у меня был такой хороший плотный опыт работы в разных компаниях на руководящих должностях. Я просто начал раньше свой карьерный взлет. Одним из первых таких управленческих опытов была моя работа в компании “Островок”, что является доминирующим игроком в секторе онлайн-бронирования путешествий в СНГ, благодаря обширной сети, охватывающей объекты недвижимости в 220 странах и территориях по всему миру.
Какие особенности нужно учитывать, чтобы добиться успеха на рынке туризма? Что делает метапоисковую систему Hotelscan успешной?
Туризм, путешествия – это фактически первая индустрия, которая начала очень серьезное и плотно автоматизироваться. В путешествиях есть две крупные истории: самолеты и отели. С одной стороны, самолеты – это суперфантастически конкурентный бизнес, в котором нет маржи. С другой стороны, есть гостиницы, которые очень сильно взаимозаменяемы. В туристических местах есть тысячи гостиниц, которым очень сложно друг перед другом выделиться. И в этом плане туристический бизнес весь работает на грани: или крохотная маржа, или какое-то недоступное другим преимущество. Эта работа на грани почти не прощает ошибки.
Возвращаясь, к Hotelscan – мы начинали маленькой компанией в жестоком мире, полном невероятной конкуренции. Мы провели множество тестов, и не было похоже, что в этой отрасли в 2011 году был фундаментальный бизнес. И я довольно быстро развернул компанию в сторону большого широкого мира. Главная особенность, которая привела к успеху Hotelscan – это то, что мы научились очень быстро и очень дешево проверять рынки, в том числе и очень странные рынки. Мы находили локации, которые становились успешными. Например, Румыния. Почему? Когда мы работали, ни одна из крупных метапоисковых систем не предоставляла румынскую локализацию, при этом румыны довольно плохо говорят по-английски, не очень привыкли к англоязычному интернету. Мы предоставили локализацию. Сработала Румыния, затем Индонезия, уникальный рынок Пуэрто-Рико. Там, где мы фокусировались на тот или иной рынок, появлялись и широкий маркетинг, и телевизионные ролики, и отдельные разработки в продукте. Там, где проверки рынков не срабатывали, мы пожимали плечами и шли дальше.
Какие аспекты культуры и поведение потребителей оказывают наибольшее влияние на разработку стратегии продаж и маркетинга? В итоге на сколько языков был переведен Hotelscan?
Есть ловушка, в которую попадают многие люди, которые начинают заниматься путешествиями. Здесь стоит вспомнить про важность сочетания хард- и софт-подходов. Одни занимаются хард- подходом и начинают предполагать, что поведение пользователя по ту сторону фантастически рациональное: человек хочет получить самый лучший результат за самые маленькие деньги, самый быстрый перелет, самую качественную гостиницу за свой бюджет. Но это не так, потому что на самом деле есть два фундаментальных вида путешествий. Первый - деловые поездки, в которых изначально мало рациональности. Второй вид - путешествия личные, по большому счету, это отпуска. Здесь решения принимаются эмоционально. Нужно понимать, что путешествия – это не математика, путешествие – это психология. Легче построить успешный эмоциональный продукт, чем алгоритмический.
Сейчас из трендов применения машинного обучения со стороны интерфейса самое главное, передовое, мощное – это внедрение методов Copilot, когда можно спросить у модели, попросить ее что-то сделать в сложном интерфейсе. Раньше всегда была большая проблема баланса между простотой и понятностью: наличие каких-то сложных возможностей, наличие большого количества настроек только усложняли интерфейс. Теперь же, когда есть точка входа в виде текста или голоса – модель сама все сделает. Продукты становятся полностью функциональными, со всеми настройками, при этом сохраняя самый простой интерфейс.
Вы, имея опыт работы в крупнейших IT-корпорациях, таких как Rambler и Яндекс, являетесь экспертом в области разработки и введения в эксплуатацию новых цифровых продуктов. Не могли бы вы рассказать о проекте «Рамблер.Путешествия», над которым вы работали?
Это не совсем обычный продукт в отрасли, так как, в отличие от многих других онлайн-проектов, у него была профессиональная туристическая офлайн-поддержка – контакт-центр. В целом, проект ориентирован на массовый туризм и предлагает туры как по СНГ, так и за его пределами. Смысл продукта в том, что вы можете оплатить забронированные услуги как наличными, так и банковской картой в контакт-центре, с помощью терминала у курьера или онлайн при бронировании отелей. В центре помогут выбрать тур, составить индивидуальный туристический маршрут в любую точку света, получить визы и оформить все необходимые документы, а также забронировать дополнительные сервисы — авиабилеты, трансферы, страховки и экскурсии. В этом плане это сочетание человеческого подхода традиционного туризма и технологий, алгоритмов и подходов современных технологических решений.
Вы являетесь экспертом в вопросах машинного обучения, ИИ и цифровизации в сфере туризма. Полагаясь на свой опыт, какое будущее вы видите в индустрии?
Мы вошли в процесс очень фундаментальных изменений с помощью искусственного интеллекта. Он уже сейчас сильно меняет разные профессии, их ценность, значимость и так далее. И полноценно предсказать, что будет через 5 или 10 лет, сложно. Произойдет очень сильный технологический сдвиг, который поменяет наше общество.
Дальнейшее применение же машинного обучения и ИИ в отрасли возможно, на мой взгляд, по двум направлениям: со стороны пользовательского выбора и со стороны провайдеров, авиакомпаний, гостиниц и всех посредников, которые находятся между ними со стороны предоставления услуг. С одной стороны, это существенное облегчение выбора, потому что у человека есть предпочтения к его путешествию и их относительно легко сформулировать словами, но довольно сложно переложить в какой-нибудь фильтр. Использование звуковых моделей и подготовка под них вопроса, а не под фильтры дата-сетов, позволяет человеку реализовать человеку выбор: модель будет знать, как выглядит город, куда идти, фотографии всех гостиниц. Вопрос социального доверия, в плане хорошего пересказа (отзыва). Можно спланировать свои выходные, например, в Астане: модель подскажет наличие гостиниц, достопримечательностей и так далее.