В Москве АИ-92 стоит около 247 тенге (в пересчете на казахстанскую валюту). Кыргызстанский рынок топлива на одну треть обеспечивается контрафактом из Казахстана. В нашей же стране бензин будет только дорожать.
Об этом рассказал корреспонденту Liter.kz казахстанский экономист Сергей Смирнов. По его словам, причина роста цен в том, что трейдеры хотят больше денег.
«А обоснование этому такое: с 2025 года будет функционировать единый рынок нефтепродуктов ЕАЭС, там цены на бензин должны стать примерно одинаковыми. Понятно, что нашим трейдерам выгоднее же повышать цены, а не понижать, поэтому они будут теперь повышать — до уровня российских. Соответственно, в будущем бензин в Казахстане будет только дорожать», — заявил Смирнов.
Эксперт добавил, что если в ЕАЭС Россия еще может сама себя обеспечивать бензином, то в Кыргызстане, к примеру, почти все топливо привозное. Казахстан уже давно борется с контрабандным «уходом» своего топлива в Кыргызстан. Его власти признают, что около 1/3 рынка страны обеспечивается за счет казахстанского контрафакта, отметил экономист.
Между тем, если сравнить цены на топливо в Казахстане и России, то в Нур-Султане, к примеру, АИ-92 стоит около 163 тенге за литр, а в Москве — около 247 тенге (если брать в среднем 45 рублей. – Прим. ред.). Эти цены дают понять, какую планку может взять отечественный бензин.
Казахстанские власти, кстати, не раз заявляли, что в стране самый дешевый бензин.
«Но прежде чем делать такие заявления, надо сравнить зарплаты. Да, в России бензин дороже, чем у нас, но на свою зарплату они могут купить его больше, чем мы на свою. Нужно сравнивать уровень доходов населения. Такая же ситуация с «самым дешевым в мире электричеством», о котором власти заявляют», — пояснил эксперт.
Разница между казахстанскими ценами на нефтепродукты и российскими в их структуре, продолжил Смирнов. Он привел цифры: в ценах на бензин в России всего на 7-10% «сидит» сырая нефть, а в Казахстане — все 50%. Кроме того, у соседей в этих ценах на налоги заложено 30%, а в нашей стране — всего 15-20%, то есть в России на росте нефтяных цен зарабатывает бюджет страны, а у нас — те, кто производит бензин, считает экономист.
«У нас рынок контролируют около пяти крупных компаний, которые поставляют нефть на переработку на заводы. И они всегда могут между собой договориться по ценам. Даже когда государство регулировало стоимость ГСМ, всегда речь шла о ценах на АЗС, а не об оптовой стоимости. Одно время были попытки регулировать оптовую стоимость, но владельцы бизнеса пролоббировали отказ, и этот законопроект не прошел через Парламент. Потом власти вообще решили не вмешиваться, мол, рынок сам отрегулирует. Хотя везде в мире оптовые цены на бензин регулируются», — подчеркнул Смирнов.
Эксперт добавил, что сейчас возлагаются надежды на продажу бензина через товарную биржу, но пока там торгуются слишком маленькие объемы, которые не способны влиять на ситуацию с ценами на бензин. В идеале биржа должна сделать ценообразование прозрачным и удешевить ГСМ, но пока неизвестно, как это в реальности сработает в Казахстане, резюмировал экономист.