Александр Алимов — ведущий эксперт в области маркетинга, основатель YAGLA, директор по маркетингу компании Vitamin.tools, автор книги «Гиперсегментация трафика» и новатор, внедривший в обиход маркетологов такие понятия, как «мультилендинг» и «гиперсегментация». В беседе с Esquire он рассказал о своем пути, ключевых проектах и секретах подхода к созданию эффективного маркетинга.
Термины «мультилендинг» и «гиперсегментация», которые вы придумали, широко применяются в индустрии. Их появление — случайность, возникшая во время работы, или же вы намеренно разрабатывали новую концепцию?
Идея «мультилендинга» родилась в начале 2010-х, когда я управлял своим агентством — мы специализировались на SEO и контекстной рекламе. Уже тогда я заметил, что затраты на рекламу в интернете растут, и стал искать способы повышения ее эффективности. Я придумал показывать пользователям персонализированные ценностные предложения на посадочных страницах в зависимости от их запросов. Это позволяло существенно увеличивать конверсии и снижать затраты на рекламу.
Эти действия привели к разработке технологии, которая автоматически адаптировала контент страниц под запросы пользователей. Я назвал такие посадочные страницы «мультилендингами», и термин быстро прижился и стал одним из стандартов в маркетинговой индустрии.
Впоследствии на основе этого подхода я разработал более глубокую методологию увеличения отдачи от рекламы — «гиперсегментацию», которая предполагает разделение целевой аудитории на узкие (гиперузкие) сегменты. Это позволяет делать предложения еще более персонализированными и увеличивать эффективность рекламных кампаний. Например, клиенты, ищущие «окна в кредит», видят уникальное предложение, соответствующее их запросу, а те, кто ищет «окна для дачи», получают совершенно другой оффер, адаптированный под их потребности. Это реальный пример из моей практики.
Гиперсегментация позволяет работать с каждым посетителем сайта как с уникальным, учитывая множество факторов — от поведения на сайте до конкретных интересов и потребностей. Это стало прорывом в подходах к маркетингу, изменив стандарты и повысив общую эффективность рекламных кампаний.

Как появилась YAGLA? Для чего вы запустили эту компанию?
YAGLA родилась из желания предложить маркетологам эффективный инструментарий для их работы. Я начал с онлайн-инструментов для работы с контекстной рекламой, а продолжил образовательными курсами на эту тему. Постепенно платформа расширилась, став полноценной экосистемой, где маркетологи могли не только учиться, но и общаться, делиться опытом и получать доступ к современным инструментам.
Основной целью было не просто создание продукта, но и формирование целой культуры, где профессионалы могли бы расти и развиваться. Мы организовывали конференции, публиковали статьи, создавали образовательные программы, тестировали сотни гипотез и внедряли лучшие из них.
YAGLA стала местом, где маркетологи могли не только решать текущие задачи, но и строить долгосрочные стратегии. Сегодня экосистема охватывает как B2B, так и B2C-сегменты, помогая профессионалам на всех уровнях их карьеры.
Сейчас ваша деятельность стала намного масштабнее — позиция топ-менеджера и быстрый рост выручки на конкурентном рынке. Что побудило вас присоединиться к Vitamin.tools?
После успешного развития YAGLA я увидел возможность плотного сотрудничества с Kokoc Group, чтобы выйти на новый уровень. Объединение YAGLA с одним их бизнес-юнитом Vitamin.tools позволило мне сосредоточиться на маркетинге и развивать целую экосистему для рекламы. Я выстроил сильную команду, создал маркетинговые процессы в компании с нуля, и всего за два года компания выросла в 12,5 раз по выручке, захватив существенную долю рынка.
Сейчас Vitamin.tools твердо входит в топ-5 игроков на рынке рекламных платформ (по некоторым данным занимает топ-3) и продолжает развиваться и расти. Маркетинг в Vitamin.tools базируется на комплексном подходе: мы совмещаем контент, мероприятия, партнерские программы и социальные сети, при этом обеспечиваем максимальный охват и вовлеченность аудитории. За один год команда провела десятки конференций, организовала множество вебинаров и разработала новые обучающие курсы, которые помогли тысячам специалистов улучшить свои навыки.

Вы стали одним из шести лучших директоров по маркетингу в категории онлайн-платформ по версии Ассоциации менеджеров. Как вы этого добились?
Попасть в топ-6 директоров по маркетингу онлайн-платформ — сложнейшая задача. Это категория, где соревнуются гиганты с огромными бюджетами: Ozon, Lamoda, Okko, MTS Entertainment, Циан. Их маркетинговые ресурсы в десятки, а иногда и в сотни раз превосходят наши, ведь Vitamin.tools — это B2B-платформа. Но именно в этом и была наша сила: ограниченные ресурсы вынуждали нас искать нестандартные решения, выстраивать уникальные маркетинговые стратегии и максимально эффективно использовать каждый инструмент.
То, что мои достижения были замечены на фоне таких сильных конкурентов, — это победа опыта, подхода и философии работы. Мы не просто создали маркетинг — мы создали экосистему, которая позволяет расти самим и помогать расти клиентам. Быть частью этого рейтинга — огромная честь, ведь это признание на уровне лидеров индустрии.
Вы написали книгу «Гиперсегментация трафика». Как вы пришли к этому? И почему именно книга, а не, например, онлайн-курс?
Я хотел создать максимально доступное руководство по внедрению гиперсегментации. Это мощный инструмент, который помогает компаниям существенно увеличить отдачу от рекламы. В книге я не только описал методологию, но и привел примеры ее успешного применения. Для меня это оказалось самым оптимальным способом поделиться накопленным опытом и помочь маркетологам в их работе.
Рынок рекламы становится все более конкурентным, и компании вынуждены искать новые способы выделиться. Гиперсегментация предлагает решение этой проблемы, позволяя минимизировать потери бюджета и максимизировать отдачу от кампаний. Поэтому книга также стала для меня способом систематизировать накопленные знания и сделать их доступными для широкой аудитории.
«Гиперсегментация трафика» вошла в ряд топов и рейтингов. Например, на Литресе в категории «Маркетинговые решения» книга стабильно появляется в топ 3 — топ 5, она также вошла в топ-3 среди 30 лучших книг по маркетингу и PR, обязательных к прочтению, по мнению экспертов Pressfeed, на портале DTF она стала топ-1 в категории «Маркетинговые исследования и анализ».

Как от рынка AdTech вы двигаетесь в сторону EdTech? Расскажите о проекте Lifelong Level Up и вашем видении будущего образования.
Я давно занимаюсь развитием обучающих курсов и в рамках компании YAGLA, и в рамках Vitamin.tools. Я вижу много проблематики как в маркетинге образовательных продуктов, так и в образовательных процессах. На этом рынке пока нет ни одной компании с оценкой в 100 млрд. долларов, и это зона моего интереса. Поэтому я давно обдумывал концепцию, которая это изменит. Так появился проект Lifelong Level Up — это концепция, которая делает образование легким и непрерывным. Это очень важно. Мы стремимся создать персонализированный образовательный трек на каждый день, который интегрируется в повседневную жизнь людей. Это хорошо и для пользователя, и для бизнеса.
У меня есть глобальное видение развития этой компании на ближайшие десять лет. Нам удалось за тот год сделать первую версию продукта, построить хорошую юнит-экономику, проработать каналы привлечения, выстроить рекуррентную модель. Мы уже видим интерес инвесторов к нам, но пока строим компанию «на свои».
В ближайшие годы я планирую развивать этот проект, привлекая международных экспертов и создавая платформу, способную конкурировать с крупнейшими мировыми игроками рынка EdTech.