Агентство Smart Ranking представило аналитический отчет по итогам 2022 года на edtech-рынке Казахстана.
Объем 40 крупнейших казахстанских компаний в образовательном сегменте в прошлом году составил 27,35 млрд тенге. В период с 2018 по 2022 год проекты привлекли около $8,7 млн инвестиций. Это примерно 6% от объема всех венчурных инвестиций в казахстанские стартапы.
Лидером казахстанского edtech-рынка в 2022 году стала платформа для обучения школьным предметам BilimLand. На второй строчке расположились корпоративный университет DAR University и образовательная платформа 5Qbe, входящие в экосистему DAR. Третью строчку по размеру выручки заняла онлайн-платформа для школьников Daryn.online.
Один из самых впечатляющих скачков роста в 2700% показал разработчик мобильного приложения «CodiPlay». Геймифицированный стартап по обучению детей программированию был создан в августе 2021 года и имел оборот в 2,5 миллиона тенге. В новом исследовании за 2022 год годовая выручка проекта составляет уже 70 миллионов.
– За два года наша компания прошла путь от небольшого edtech-стартапа до полноценного продукта. В этот период нам удалось выиграть казахстанские и международные гранты на общую сумму более $200 тысяч. Проект приступил к стадии коммерциализации только в прошлом году и работал без маркетинга, выполняя лишь тестовые продажи в целях доработки продукта. Тем не менее у стартапа появился большой спрос в B2B-сегменте. В этом году компания планирует заходить в сегменты B2G и B2C и ожидает большой рост в 10–15 раз, – отмечает основатель и CEO «CodiPlay» Жанадил Талдыбаев.
Характерными чертами отрасли в нашей стране аналитики назвали размытые границы, низкую конкуренцию, высокий спрос на детское обучение и высокий уровень цифровизации.
Среди трендов отрасли эксперты Smart Ranking выделяют слабую экспансию. При этом выход на международный рынок является частью стратегии многих казахстанских стартаперов.
«У казахстанских edtech-проектов нет существенной выручки за пределами РК, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году», – отмечают аналитики.
Также среди других edtech-трендов они выделяют сотрудничество с государством, расширение рынка IT, перспективы бизнес-образования, рост B2B-продаж и интерес аудитории к собственному здоровью.
– На рынке стартапов выигрывают те, кто предлагают наиболее уникальные и комплексные решения. Это помогает также находить зарубежных клиентов. К примеру, на базе платформы «CodiPlay» обучаются школьники в более ста казахстанских школ. Одновременно проект уже масштабирован на международный рынок. В тестовом режиме планируется обучение в школах Emirates International School (ОАЭ). С апреля этого года продукт был внедрен в государственную школу начального образования Incheon Dohwa Elementary School под юрисдикцией управления образования города Инчхон в Южной Корее. Идет подготовка к запуску программы в школах Анталии, – признается Талдыбаев.
Проблемами рынка, по мнению экспертов, являются неготовность к высоким чекам, конкуренция с зарубежными компаниями и частными репетиторами, настороженность к корпоративному обучению, а также ориентация на внутренний рынок.
– Несмотря на существующие проблемные вопросы перспективы edtech-отрасли впечатляют. Мы видим огромный рост спроса на качественные образовательные продукты. Казахстанцы, так же как и представители других стран, готовы вкладываться как в образование своих детей, так и в свое собственное. Поэтому главным моментом являются инновации, конкурентноспособная среда и соответственно создание условий для прорывных разработок, – говорит CEO «CodiPlay».
В свою очередь Smart Ranking также приходит к выводу, что у казахстанского edtech-рынка большое будущее. «При условии, что государство окажет поддержку небольшим локальным игрокам в разных edtech-сегментах, а сами стартапы будут тестировать разные бизнес-модели, перенимать опыт у зарубежных коллег и не ограничиваться внутренним рынком, а попробовать масштабироваться — как минимум в страны СНГ», – заключают аналитики.