О том, какими способами люди зарабатывают деньги на компьютерных играх и как игроки из Казахстана несколько раз становились лучшими киберспортсменами мира, рассказывает коммерческий директор киберспортивной команды Gambit Esports Давид Даштоян.
В компьютерные игры люди играют уже давно, но лишь недавно это занятие превратилось для многих в полноценную и прибыльную работу. Произошло это благодаря появлению киберспорта – индустрии, в которой игроки соревнуются друг с другом в виртуальных мирах.
Оказалось, что смотреть за тем, как лучшие из лучших играют в компьютерные игры, ничуть не менее интересно, чем следить за любимой футбольной командой на поле. По всему миру за киберспортом следят более 450 миллионов человек. Особую популярность киберспорт завоевал среди казахстанской молодежи благодаря тому, что этот регион подарил миру выдающихся кибератлетов. Но обо всём по порядку.
Большой киберспорт
По сути, киберспорт очень похож на традиционный спорт, например, футбол. В киберспортивных клубах (их также называют киберспортивными организациями) выступают профессиональные игроки. У них есть тренерский штаб, менеджеры, стадионы и так далее. Соревнуются они с другими клубами на международных турнирах, проходящих по всему миру. Призовые фонды на этих турнирах достигают колоссальных объемов: например, совсем недавно российский клуб Team Spirit выиграл Чемпионат мира по игре Dota 2, на котором разыгрывалось 40 млн долларов США.
Многие из этих профессиональных игроков зарабатывают деньги, сопоставимые с заработками топовых футболистов. Их доходы складываются из зарплаты, которую им выплачивают клубы, призовых выплат, которые они выигрывают на турнирах, и так далее.
Сами киберспортивные клубы зарабатывают преимущественно за счет заключения спонсорских соглашений с крупными брендами. Так, когда игроки клуба соревнуются на турнирах, на их футболках красуются логотипы их партнеров — всё, как в традиционном спорте.
Зачастую спонсоры заключают партнерские соглашения непосредственно с игроками, а не со всем клубом. Так, лицом линейки ноутбуков LENOVO стал один из самых результативных киберспортсменов мира Абай “Hobbit” Хасенов, родом из Казахстана.
Карьера Хоббита сложилась очень интересным образом. Он профессионально играет в игру Counter-Strike (CS:GO). Еще в 2017 году ему в составе команды Gambit удалось выиграть Чемпионат мира по CS:GO – PGL Major Krakow. На тот момент ни одной другой команде из региона СНГ не покорялся турнир такого уровня. Вместе с Абаем в Gambit тогда играли два других выходца из Казахстана — Даурен “AdreN” Кыстаубаев и Рустем “mou” Телепов. При поддержке своих товарищей по команде из России и Украины Hobbit, AdreN и mou выиграли самый престижный трофей в своей игровой дисциплине и стали лучшей командой мира.
После победы на этом турнире карьеры игроков стали развиваться разными путями. К примеру, AdreN через некоторое время присоединился к американскому клубу FaZe Clan, а mou оставался в Gambit еще 2 года после чего перешел в казахстанский клуб К23.
Хоббит тоже решил покинуть Gambit спустя год после победы на чемпионате мира. Сперва он присоединился к украинскому клубу HellRaisers, затем к российской команде Winstrike. Но в 2020 году Абай вернулся в стан Gambit, правда присоединился он к молодежному составу клуба – Gambit Youngsters. На тот момент ему было 25 лет, в то время как средний возраст его товарищей по команде составлял 17. Тем не менее, как показала практика, эта смесь “молодой крови” и опыта, который привнес Хоббит, дала поразительные результаты.
Gambit Youngsters стали выигрывать всё подряд! После очередного завоеванного кубка, руководство организации решило перевести всех игроков в основу – больше никакой молодежки. И победы не прекратились. В обновленном составе Хоббит и его “тиммейты” выиграли более $1.5 млн. Индивидуальные призовые Абая за всю карьеру составили более 650 тысяч долларов США.
Стриминг — новая профессия мечты
И, тем не менее, киберспорт это лишь верхушка айсберга. Многие геймеры выбирают альтернативную карьеру и становятся стримерами. Стриминг – это онлайн трансляции по играм, которые проводятся на таких платформах как Twitch.tv или WASD.tv.
Опять же, многих может удивить, что кто-то захочет смотреть за тем, как играет другой человек, вместо того, что поиграть в компьютер самому. Однако, это факт – миллионы человек каждый день подключаются на трансляции к своим любимым стримерам. Стримеры не только играют в игры, но и одновременно общаются со своими зрителями в чате. Взамен зрители отправляют им «донаты» — пожертвования. И суммы эти донатов иногда достигают поразительных размеров — к примеру, американский стример Джек “CouRageJD” Данлоп во время стрима по Fortnite получил донатов на $70 000. И это не исключение –– по сообщениям, доходы самых популярных стримеров достигают отметок в десятки миллионов долларов.
В Казахстане стриминг развивается медленнее, чем киберспорт. Сами казахстанские стримеры говорят, что причина кроется в нежелании большинства стримеров сотрудничать друг с другом. Они не понимают, в чем выгода от коллабораций. Тем не менее, в стране есть довольно известные стримеры, которые сотрудничают с киберспортивными организациями и турнирными платформами страны.
Play-2-Earn игры и NFT-гильдии
Пожалуй, самым экзотическим способом заработка на играх являются Play-2-Earn
(«Зарабатывай, играя») проекты, которые позволяют пользователям получить реальные деньги за достижения внутри игры.
Таких игр сейчас очень много — Axie Infinity, The Sandbox, League of Kingdoms и так далее. Принцип большинства из этих игр заключается в том, что для начала игры пользователю необходимо купить стартовый набор внутриигровых персонажей и ресурсов. Наборы эти стоят по-разному — от нескольких центов до сотен долларов. Играя и выполняя задачи внутри игры, пользователи копят ресурсы, которые могут обменять на реальные деньги.
На фоне расцвета Play-2-Earn игр появились целые организации — NFT-гильдии. NFT в данном случае — это и есть эти наборы внутриигровых персонажей и ресурсов. Гильдии покупают персонажей в разных играх и затем набирают «рекрутов» (живых игроков). Они играют на этих персонажах — все доходы делятся в определенной пропорции между рекрутами и гильдией. Поразительно? Не то слово!
Будущее видеоигр и киберспорта
Компьютерные игры уверенно заняли своё место как увлечение миллионов людей по всему миру. Причём, если до недавнего времени считалось, что в игры играют в основном дети и подростки (и только мальчики). Однако новые исследования показывают, что сегодняшние геймеры — это и мужчины, и женщины в возрасте от 20 до 35 лет.
Широко известным стало высказывание руководства Netflix, которое заявило, что компьютерная игра Fortnite является для них бóльшим конкурентом, чем другие сервисы по просмотру фильмов и сериалов.
Теперь, когда компьютерные игры стали не только способом проведения досуга, но также и способом серьезного заработка, будущее этой индустрии кажется еще более перспективным. Развитие метавселенных, скорее всего, приведет к еще бóльшему расцвету киберспорта и гейминга — особенно в таких регионах как Казахстан, который уже подарил миру одних из самых одарённых геймеров.
И хотя будущее это, скорее всего, будет странным и непонятным для многих людей, не воспринимающих игры как что-то серьезное, это не остановит тех, кто выигрывает миллионы долларов на международных турнирах и занимает лидирующие строчки в мировых рейтингах.