Мало какой город так крепко присутствует в народной мифологии Казахстана. Начиная от легендарной поговорки «Где-где? - в Караганде», заканчивая Майкудуком, как кузницей чемпионов мира по боксу. Между тем, несмотря на юный возраст, Караганда может похвастаться насыщенной историей. Пусть не простой, и довольно драматичной.
Часто описания туристически привлекательных районов разных городов начинаются с их центра. В силу определенных особенностей развития города исторический центр Караганды неимоверно географически растянут. Точнее даже сказать – разбросан на несколько, а то и на десятки километров друг от друга. Причем за 88-летнюю историю Караганды исторических центров у него было несколько.
До сих пор живым памятником стремительно меняющемуся времени стоит здание Карагандинского казахского драматического театра. Появилось оно во времена «угольной лихорадки» 1930-х, вполне сравнимой с золотой лихорадкой на Диком Западе. От тех времен в районе остался «Старый город».
Если, услышав это словосочетание, вы рассчитываете увидеть маленькие улочки и уютную историческую застройку вы ошибаетесь. Сегодня в этом районе остались лишь несколько частных домов и развалины рабочих бараков. В основном теперь это заросшие поля. А когда-то здесь было много шахт, – дома и бараки строились в пешей доступности от мест работы. Люди ходили на работу пешком – в 1930-е годы об общественном транспорте здесь никто не думал. Где жили – там и работали. И среди неприметных домиков возвышался Казахский драматический театр как островок того светлого будущего, которое обещала советская власть. Шедевр конструктивизма 30-х.
Здесь были кружки для детей, библиотека и зрительный зал на 1500 мест. Но уже в 1960-е годы эти места стали непригодными для жизни из-за просадки горных пород. И народ стал массово переезжать в другие районы Караганды. К концу ХХ века район опустел. Разрушающееся здание театра сегодня выглядит словно осколок старой советской «атлантиды».
Впрочем, еще в 1930-е руководящие работники предпочитали селиться в других местах. Сегодня известные карагандинцам дома составляют тот самый золотой фонд исторической карагандинской застройки: Дом финансов, Ленинский райком партии, ДК Железнодорожников, ансамбль жилых домов по улице Жамбыла, Дворец горняков.
Некоторые объекты выбиваются из облика здешних мест. Так, здание одной из музыкальных школ Караганды застройки 1950-х годов выглядит как русская дореволюционная усадьба. Другое здание сталинской эпохи в двухтысячные годы переделали под английский дом в стиле модерна или нео-барокко.
В центре города сохранились бараки периода 1930-40-х годов, в которых жили вольнонаемные рабочие. Их быт был немногим лучше, чем у репрессированных, но в целом их жизнь тоже уютной не назовешь. Когда-то весь район Старого города состоял из таких бараков и небольших частных домиков. Здесь велась основная добыча угля. Ведется она и сегодня, однако масштабы несравнимы. Сегодня в городе и окрестностях осталось шесть действующих шахт, хотя в период расцвета угольной промышленности в Караганде их было в четыре раза больше.
Одним словом, в пред- и послевоенные пятилетки центр Караганды обрел нынешний образ. Особняком стоят дома, построенные в 1940-е годы немецкими и японскими военнопленными.
Заводов в Караганде, как горнодобывающем регионе, великое множество. Турбомеханические, металлообрабатывающие. В дополнение – известный с советских времен Карагандинский пивоваренный завод, который сейчас принадлежит турецкому пивному бренду.
На постсоветском пространстве довольно много промышленных городов с подобной застройкой. Но все предстает совершенно в ином свете, когда понимаешь, кто жил в этих домах, ходил по этим улицам, трудился на этих шахтах и заводах.
Много интересного о прошлом Караганды можно узнать в городском краеведческом музее и в мемориальном комплексе в Долинке, что в 42 км. от Караганды.
История Карлага – одна из страшных страниц истории Казахстана и бывшего СССР. Однако, не будь их, возможно, Караганда и не стала бы уникальным городом, создавшим карагандинский характер. В многом он происходил из «воровских понятий», но держать ответственность за свое слово, не «стучать», заступаться за своих – качества, которые нужны и в непростом ХХI веке. Концентрация великих умов в Караганде в 1930-50-х сказалась и на общем уровне развития горожан.
Подавляющее большинство политзаключенных (люди интеллигентного происхождения) после освобождения из лагеря оседали там же, в Караганде. Зачастую многих репрессированных не определяли в Карлаг, а приговаривали к ссылке в этот город. Имена самых знаменитых узников Карлага – Льва Гумилева, Рахиль Мессерер-Плисецкой – известны многим. Через карагандинскую ссылку прошли поэт Николай Заболоцкий, математик и поэт Александр Есенин-Вольпин (сын Сергея Есенина), знаменитый писатель и поэт-шестидесятник Наум Коржавин. Коржавин написал множество стихов о Караганде периода 1940-50-х.
После освобождения из Карлага в карагандинском дворце горняков работал знаменитый физик Александр Чижевский. Они часто общались с Коржавиным. Через Караганду прошло множество менее именитых, но не менее талантливых ученых. Огромная их часть после войны осела в городе и преподавала в местных вузах.
Мир Караганды сталинских времен – особый. Одно дело – большой столичный город, где живут элиты, интеллигенция, власть, и где люди, боясь потерять свои блага становятся легко манипулируемыми. И совсем другое дело – город политзаключенных, где массе людей просто было нечего терять. Они были лишены почти всего, поэтому и властям приходилось строить с ними принципиально иные отношения, в том числе и идти на уступки.
К 1940-50-м годам в Караганде сложился определенный социальный пласт жителей. Показательны в данном случае отношения советских властей с духовенством. В те годы Караганда была переполнена ссыльными священнослужителями самых разных конфессий: православных, мусульман, римо- и греко-католиков.
В силу исторических и политических коллизий здесь удалось строить храмы даже в период жестоких гонений. Далеко за пределами Казахстана известен монастырь, создание которого состоялось усилиями архимандрита Севастиана Карагандинского, бывшего узника Карлага, ныне канонизированного. Храм монастыря пришлось строить полуподпольно, так как по законодательству 1950-х церквям было запрещено возвышаться в радиусе 500 метров от школ. Севастиан и его сподвижники организовали монастырь Рождества Христова в маленьких приземистых домиках. Примерно таких, где жили первые поселенцы Караганды. Сегодня это смотрится неким архитектурным экспериментом в стиле минимализма, хотя в основе этого «эксперимента» лежат гонения советской власти против веры.
В центре Караганды обращают на себя внимание определенные скульптуры (к примеру, статуя эквилибриста возле цирка), малые архитектурные формы и реконструированные в определенном стиле здания. Это наследие «тучных» нулевых. И в этом городе они связаны с именем скандального банкира Андрея Беляева. Здесь к нему очень противоречивое отношение: с одной стороны – всем памятны злоупотребления бизнесмена. С другой – во времена его предпринимательского подъема Караганда, как родина Беляева, переживала настоящий бум. Город активно застраивался, деньги вкладывались в благотворительные и арт-проекты. Горожане радовались нескончаемым гастролям известных актеров, певцов и т.д.
Многие горожане сходятся на том, что те времена в истории города были веселее нынешних.
Жизнь современного города не стоит на месте. Конечно, мощной рекламой Караганде стал ее знаменитый уроженец Геннадий Головкин (наряду с актером Ерденом Телемисовым и космонавтом Тохтаром Аубакировым). Пройдя через суровые испытания в прошлом, сегодня город живет стабильной жизнью. В чем-то более веселой, в чем-то более скучной. Интересно посмотреть, какими красками будут описаны карагандинские 2020-е в отдаленном будущем.
Текст: Константин Козлов
Фото: АПН