Ордабек Дуйсен: «Овация дома для меня намного ценнее овации в США».
Ордабек Дуйсен выходец из музыкальной династии. Увидев по телевизору выступление Владимира Спивакова, он навсегда связал свою жизнь со скрипкой. Ему повезло с учителями, профессора Светлана Абдусадыкова, Айман и Раиса Мусаходжаева, Эдуард Шмидер. Сейчас Ордабек в составе симфонического оркестра города Форт-Уорт, что под Далласом, каждый уикенд радует местную публику своими выступлениями. Один из лучших современных скрипачей Казахстана, в рамках проекта «Казахстанцы в США» Ордабек Дуйсен поделился с нами историей своего пребывания в США, тонкостями музыкальной работы в Америке и том, что рассказал ему Джордж Буш о нашем президенте.
Ордабек, расскажите о себе
Я происхожу из музыкальной семьи. Мои родители музыканты. Папа – очень известный домбрист – Орынбай Дуйсен, заслуженный деятель Казахстана. Мама у меня пианистка. Сестренка моя – Дина Дуйсен тоже пианистка. Братишка Ильяс – скрипач. Все они лауреаты международных конкурсов. Могу смело сказать, что мы музыкальная династия.
Откуда в вашей семье такая страсть к музыке?
Я рос, слушая музыку с маленьких лет. Под звуки домбры, на которой играл папа. В шесть лет я увидел концерт «Виртуозов Москвы» по телевизору. В то время их очень часто транслировали. На меня это произвело огромное впечатление. Я захотел играть также, как и они. Особенно мне запомнился Владимир Спиваков. Хотелось почувствовать это: ощущение фрака и бабочки, публики, большого зала Московской консерватории. Я стал просить родителей, чтобы меня отвели туда, где меня научат играть на скрипке.
Мой папа обратился к Айман Мусаходжаевой, они в то время вместе работали в консерватории. Она меня посмотрела, послушала и отправила в легендарную школу имени Куляш Байсеитовой в Алма-Ате. Учился там. По ее окончанию переехали в академию музыки, которая в 1998 году открылась в Астане. Айман Мусаходжаева пригласила маму и папу работать в открывшуюся академию. Сейчас это уже национальный университет искусств.
Как вам Астана?
Мне не нравилось. Я оттягивал момент отъезда. Помню, приехал туда 31 августа к самой линейке. Сейчас это уже совсем другой город. Невозможно сравнивать. Тогда был только правый берег.
То есть скрипкой вы начали заниматься из-за Владимира Спивакова?
Да, именно из-за него. Причем «Виртуозы Москвы» тех лет, 80-х – это золотой состав. Мне посчастливилось познакомиться с концертмейстерами групп этого легендарного оркестра, будучи здесь, в США. Я им сказал: «Знаете, вы «виновники» того, что я сейчас играю на скрипке. Потому что Спиваков и ваш оркестр были для меня тем вдохновением, которое подарило мне огромное желание научиться играть на скрипке».
Говорят, что для того, чтобы играть на скрипке нужен идеальный слух. Вам в этом отношении повезло?
Да, у меня абсолютный слух. Но абсолютный слух это не показатель. Хорошо, что он есть. Но есть много известных музыкантов, в том числе, скрипачей, которые не имеют абсолютного слуха. Слух можно тренировать. Его можно довести до какого-то определенного уровня.
В каком году вы оказались в США?
Я приехал сюда после окончания музыкальной академии в 2003 году.
Как это произошло?
Мой будущий профессор, Эдуард Михайлович Шнидер, был членом жюри конкурса «Паганини», который проходил в итальянской Генуе. Там мы с ним пообщались и выяснилось, что они дружат с Айман Мусаходжаевой. Позже он пригласил меня и еще несколько ребят поступить в аспирантуру в США, в его класс. Так я и сделал по окончании академии. Получил в США полную стипендию и приехал с футляром и чемоданом.
Вы, наверно, знаете, что образование в США очень дорогое. Я же получил грант на обучение и стипендию.
А что вам дало, американское музыкальное образование? И чем оно отличается от того образования, что вы получили в Казахстане?
В первую очередь, поехал сюда, чтобы чему-то научиться. У нас замечательная выучка, сильная школа, о чем я могу уверенно говорить. Есть даже такое понятие, как казахстанская скрипичная школа. Но, тем не менее, я чувствовал, что мне нужно учиться дальше. Что хочется открывать новые горизонты.
Мне повезло учиться у профессора, к которому я поступил. Он открыл мне абсолютно новые аспекты скрипичной игры в целом. Иногда задумываешься о том, как это было, где бы я мог находиться? Например, меня приглашали учиться в Москве. Но все сложилось так, что я оказался в США. Хотя я никогда не думал, что буду работать и заниматься творчеством здесь.
Но даже тут, в США, вы учились у человека советской музыкальной школы?
Да, конечно. Так как мой профессор в свое время учился у знаменитого советского педагога – Михаила Гарлицкого. Это была одна школа. Но вместе с тем, в США я посещал всевозможные концерты выдающихся музыкальных звезд. Это Йо Йо Ма, Джошуа Белл, Ефим Бронфман. Люди, которые не нуждаются в представлении. Это звёзды мирового класса. Для меня было очень интересно, что можно спокойно подойти к ним, пообщаться. Здесь нет границ. Дома у нас есть какая-то стена, барьер между звездами и обычными людьми. Хотя, я считаю, что звезды только на небе. Есть люди, есть личности. Здесь спокойно можно пройти за кулисы, поговорить. Как правило, находится очень много общих знакомых, коллег. Это очень интересно.
О чем вы общались?
Иногда спрашивал советы. Иногда делились мнениями. Все очень открыто. Общаясь с человеком, всегда стараюсь извлечь для себя что-то полезное, что пригодится мне в будущем. По своему опыту могу сказать, что на концертах иногда учусь больше, чем в классе. Очень много поучительного происходит на репетициях. Особенно интересно мне стало, когда я был концертмейстером Даллас-оперы. До этого в опере не играл. А здесь впервые столкнулся с тем, что мировые звезды оперной музыки стоят в двух шагах от тебя, ты сидишь рядом с партитурой и слушаешь их. Эта работа меня многому научила.
Я и сейчас каждый день стараюсь извлечь для себя что-то новое. К примеру, вчера вечером был концерт, сегодня будет очередной и я знаю, что каждый из них будет немного другим. Не бывает двух одинаковых концертов. Программа одна, три вечера, но все они будут разными для меня в плане исполнения.
Почему после учебы вы решили остаться в США?
Я получил степень магистра, закончил аспирантуру и начал думать, что делать дальше? В принципе, мог спокойно вернуться в Казахстан и заниматься тем же, чем занимался раньше. Но дело в том, что мне самому хотелось начать покорять те ступени, которые не были мне известны. Было очень интересно научиться этому.
В студенчестве я играл в оркестре, но это все равно другое. Пришла пора принимать решение, как сделать так, чтобы быть востребованным и получить место в оркестре. Получение этой работы отдельный процесс. У оркестров совсем другой репертуар, с которым я не был особо знаком, если сравнивать с соло-выступлениями или отрывками из симфоний. К таким выступлениям нужно было очень серьезно готовиться. Так как это серьезные конкурсы. К примеру, в конкурсе на должность концертмейстера на одно место претендуют 30-50 приглашенных человек. Тогда мне удалось выиграть конкурс. Я считаю это огромной победой для себя.
Что касается второго оркестра, в котором я сейчас работаю. Это Fort-Worth Symphony. Здесь претендовать на 3 места приехало 140 человек. Очень высокая конкуренция в музыкальной среде в США.
В Казахстане наверно проще состояться музыканту?
В Казахстане в этом плане попроще. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы наше молодое поколение было подготовлено к подобной конкуренции. У нас как таковой игрой в оркестре особо не занимаются. Есть, допустим, оркестр в консерватории и университете искусств, но отдельно этому не учат. Я открыт и хотел, чтобы наши молодые ребята начинали этим заниматься.
В каком смысле открыты? Вы готовы ехать в Казахстан и учить?
У меня были мысли о том, чтобы создать здесь академию летних курсов, чтобы наши ребята могли приехать сюда. Проводить вместе с ними 2-3 недели. Проводить мастер-классы. Или, наоборот, в определенное время поехать в Казахстан и провести там серию курсов. Но проблема во времени. У музыкантов здесь сезоны, как у спортсменов. Я знаю свое расписание на год вперед. Отталкиваясь от этого нужно искать какие-то окна.
Если ехать в Казахстан, я готов. Нужно только выбрать время. К примеру, на протяжении последних двух лет я являюсь приглашенным концертмейстером оперного фестиваля в австрийском Граце. Допустим, с начала июля и по середину августа нахожусь там. Это ближе к Казахстану, может быть удастся организовать что-нибудь в Австрии. У меня есть несколько свободных дней. Идеи есть, но как часто бывает, они упираются в финансирование и логистику.
Я все таки не совсем понял, почему вы решили строить свою музыкальную карьеру в США?
Для меня это в первую очередь элемент возможности. Здесь я получаю больше информации. Например, в США я чувствую себя гораздо комфортнее, чем в Европе. Мне кажется, что человек может заниматься творчеством и дома, и вне страны. Я надеюсь, что тоже вкладываю свою частицу в культуру Казахстана.
К сожалению, то, что касается материальной составляющей, это тоже немаловажно. Да, ситуация у нас лучше чем в странах бывшего СССР, за исключением России, страны с великим культурным наследием. Но элемент финансирования культуры немного ниже, чем требуется. Человек всегда ищет для себя лучшее место, где достойно оплачивается его труд. Этого не нужно стесняться. Все об этом знают. У людей есть свои заботы, хотя нас и считают немного возвышенными. Музыка - это огромный труд, это миллионы часов в репетиционном зале, начиная со школьной скамьи. Я считаю, эта работа должна достойно оплачиваться.
Что касается лично меня, то когда я получаю предложение из дома, то я, как правило, озвучиваю гонорар, как принято в США. Хотя есть люди, которые просят свой гонорар вне зависимости от того, где ты живешь и где тебя просят выступить.
Это же нормально в рыночных условиях?
В принципе да, это нормально. Но у нас почему-то считается не так. Раз наш человек, значит с ним можно договориться. А вот если какой-то российский музыкант, то ему нужно платить. Хотя я считаю, что у нас есть люди не хуже, а даже лучше.
Наверно, это элемент психологии, не знаю откуда он берется. С этим нужно бороться. У нас есть достойные люди. Даже сейчас казахстанцы в музыкальном мире занимают позиции выше, чем россияне. Это факт. Это касается и культуры, и спорта, и науки.
Насколько хорошо оплачивается труд музыкантов в США?
В США работают порядка 1150 оркестров. Допустим, есть знаменитая «Метрополитэн опера». Там заработные платы начинаются от 130 тысяч долларов в год до выплаты налогов. Примерно такой же порядок цифр в Chicago Symphony. Все зависит от оркестра. Что касается моего оркестра, то здесь заработные платы начинаются от 65 тысяч долларов в год. Опять же если у тебя есть свои концерты, выступления, то ты сам волен на них зарабатывать. Есть работа, расписание, главное вовремя быть на репетициях и выступлениях.
В Европе после выступления тебе говорят: «Браво! Замечательно!», а здесь в США подходят и говорят: “Great job” (прим. – «Хорошая работа»). То есть в Америке это воспринимается именно как работа. Хотя лично для меня это не так. Да, это работа, но все же больше искусство.
Почему я спросил о материальном благополучии, мне хотелось бы понять уровень жизни музыкантов в США? Понятно, что музыканты - это не доктора и адвокаты, но наверно они все же могут позволить себе больше чем в Казахстане?
В целом да, если не говорить отдельно о нашем знаменитом той-бизнесе. Здесь музыканты могут позволить себе больше, чем в Казахстане. Это касается не только материального благополучия, но и отношения к искусству.
К примеру, в Казахстан тоже приезжают великие музыканты. Но в США они выступают гораздо чаще. Каждую неделю или две выступают музыканты очень высокого уровня, которых в Казахстане можно увидеть, в лучшем случае, раз в три месяца.
Вы работаете в зале на 2500 человек в небольшом городке, рядом с Далласом, заполняется ли зал каждые выходные? Насколько востребована классическая музыка среди населения?
На мой взгляд очень востребована. Даллас и Форт-Уорт считаются одной конгломерацией. Также Форт-Уорт очень известен международным конкурсом пианистов имени Ван Клиберна. Это человек, который в свое время выиграл первый международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского в Москве в 1958 году. Мне посчастливилось быть знакомым с этим человеком.
То есть многие американцы предпочтут сходить в субботу вечером на концерт классической музыки другим развлечением, коих здесь очень много?
Да, здесь к этому относятся очень серьезно. Для людей поход субботним вечером на концерт симфонического оркестра – это намного более важное занятие, чем например, сходить на баскетбол. Залы здесь постоянно полные. Например, нам музыкантам на каждое выступление полагается определенное количество билетов. Если на этой неделе нам не дают билеты, то это означает, что зал распродан, билетов нет. Такое бывает очень часто.
Кто ваш основной зритель? Какая это категория людей?
Это зрители очень разного возраста. Часто вижу стариков, рядом с которым сидят молодые люди. Мне говорили, что Форт-Уорт динамично развивающийся город, среднему жителю здесь 32 года. Это видно. Особенно вечером, когда выходишь после концерта, город живет своей жизнью. Здесь бывает довольно шумно.
Вы говорили о том, что многие казахстанские музыканты зарабатывают на той-бизнесе. В США такого нет?
Здесь тоже приглашают. Меня, например, приглашали выступить на мероприятии организованным фондом Джорджа Буша. Он и его жена живут здесь. У них есть традиция перед Рождеством собирать друзей у себя дома, на ужин. У нас это называется Gig - подработка (халтура). Такие предложения бывают. И это абсолютно нормально здесь.
Джордж Буш присутствовал на этом мероприятии?
Да, конечно был. Вместе с Диком Чейни. Мы с Бушем даже пообщались. Они выразили нам свою благодарность. Он мне еще говорит: «Да, ваш президент как-то был у меня в гостях, на нашем ранчо». Но это не больше пяти минут разговора, милыми фразами.
Я не думаю, что в Казахстане можно было бы спокойно подойти и сказать «Здравствуйте, мистер Буш, я хотел бы с вами поговорить». Здесь это нормально. Единственное, его охрана попросила нас сдать инструменты с футлярами за день до выступления. Я не расстаюсь со скрипкой и для меня это не очень комфортно. Но нас заверили, выдали письма, что в случае чего любой ущерб будет покрыт. Хотя у меня инструменты итак застрахованы.
Насколько я знаю, Джордж Буш не единственный президент перед которым вы играли?
Да, я играл перед Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Абдуллой Гюлем, Ангелой Меркель. Естественно и перед нашим президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Для меня они в первую очередь обычные люди. Меня отталкивает, когда люди начинают заниматься снобизмом, что я звезда и никого не вижу. К сожалению, у нас в Казахстане это есть.
Может быть, в вас это уже говорит американский менталитет?
Нет, я всегда считал, что в первую очередь нужно быть человеком.
Вас сейчас считают одним из лучших казахстанских скрипачей, вы успели выйти на самые знаменитые сцены мира. Какого это быть одним из представителей Казахстана в музыкальном мире?
Чувствовать себя казахстанцем, находясь на разных сценах мира – это обостренное чувство патриотизма. В том смысле, что я представляю культуру нашей страны. Не важно, где ты находишься, в какой стране, на каком континенте. Особенно остро это чувствуется после концерта. Когда звучат аплодисменты, когда концерт закончен и ты общаешься с людьми. Естественно тебя спрашивают, откуда ты? Сейчас уже нет нужды в представлении нашей страны.
Помню когда я впервые приехал в США, были случаи, что люди ничего не знали о Казахстане. Сейчас этого нет, потому что мир открыт, границы открыты. Наши граждане бывают везде. Поэтому для меня представлять Казахстан это чувство огромной ответственности вперемежку с радостью. Есть ощущение гордости, что ты являешься частью нашей культуры.
Вы играли наши национальные произведения за рубежом? Как публика их воспринимает?
Наши произведения в США или Европе воспринимаются очень хорошо. В целом, наша музыка не слишком изведана, так например, как музыка Чайковского или Рахманинова. Отдельные кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета только начинают звучать. Все чаще и чаще. Это вызывает интерес к Казахстану. Меня очень часто спрашивают, как можно поехать к нам? Люди очень хотят посетить Казахстан. Раньше такого интереса не было.
Сами часто бываете в Казахстане?
Стараюсь бывать как можно чаще, но опять же все зависит от времени. 2-3 раза в год стараюсь приезжать в Казахстан. В основном это участие в каких-то концертах, чаще правительственных.
И вы просите свой гонорар?
Когда меня приглашают наши официальные органы в лице Министерства культуры, я прошу гонорар. Спокойно к этому отношусь, считаю что труд и время должны оплачиваться.
Отличается ли публика в США и Казахстане?
И да, и нет. Здесь, например, если звучит овация – значит, ты замечательно сыграл, люди начинают вставать. Я привык к тому, что люди встают. А у нас чтобы заслужить овацию стоя, нужно действительно сыграть грандиозно. Но для меня овация стоя дома, гораздо ценнее, чем овация стоя здесь, в США.
Вы работали в «Даллас опера», сейчас в Форт-Уорте, вы постоянно находитесь в поиске лучшей работы?
Как для человека творческого для меня это постоянный процесс. Всегда стремишься к тому, что лучше для тебя в артистическом плане. Материальный фактор тоже важен. Если объявляются конкурсы на какие-то места, то просматриваешь их, выбираешь, где бы хотелось подготовиться к конкурсу, какая позиция интересна, то есть ты постоянно находишься в поиске.
А это не бьет по самолюбию, что вы довольно известный, признанный скрипач вынуждены участвовать в конкурсах на занятие той или иной позиции здесь в США? Тогда как в Казахстане вас, наверно, давно бы уже пригласили на должность концертмейстера, как минимум.
Да, меня приглашают, в Казахстан, в Австрию, в Испанию, как приглашенного концертмейстера. На моем самолюбии эти конкурсы никак не сказываются. Для меня это конкурс с самим собой. Для меня важно постоянно быть в форме. Это проверка сил и возможностей. Мне хочется всегда идти вперед и чего достигать. А проверить это можно только через подобные конкурсы.
Возможность возвращения в Казахстан рассматриваете?
Если поступит интересное, достойное предложение, то наверно, да. Почему бы и нет? Хотя многие мои друзья работают в Казахстане с сохранением международной деятельности. Такой вариант тоже возможен.
Есть какие-то цели на будущее?
Я очень надеюсь, что у меня будет возможность заниматься своим любимым делом, играть на скрипке, делиться своим ощущением искусства с публикой. Хотелось бы чтобы публика проживала эти моменты вместе со мной.
Режиссер: Канат Бейсекеев M.A.D. Интервью: Саян Байгалиев
Казахстанцы в Америке. Часть 1. Жанат Байдаралин Казахстанцы в Америке. Часть 2. Данияр Нуртаза Казахстанцы в Америке. Часть 3. Дана Кисметова Казахстанцы в Америке. Часть 4. Тимур Капанов Казахстанцы в Америке. Часть 5. Ержан Исмагулов Казахстанцы в Америке. Часть 6. Гаухар Ахметова Казахстанцы в Америке. Часть 7. Александр Липовцев Казахстанцы в Америке. Часть 8. Айман Стакарт Казахстанцы в Америке. Часть 9. Анатолий Огай и Татьяна Ким