Генеральный директор 31 канала Курманбек Жумагали рассказал о будущем телевидения, об аудитории, которая его смотрит и конкурентной борьбе за зрителей между ТВ и интернетом.
Почти год назад Вы пришли на 31 канал на должность генерального директора, и фактически кризис-менеджера. Канал переживал не лучшие времена. Что удалось сделать Вашей команде за этот период?
Действительно, в последние годы 31 канал переживал период упадка, снижались аудиторные показатели. Разного рода эксперименты с сеткой вещания привели к потере формата. Перед нами стояла задача выстроить эфир таким образом, чтобы не только сохранить имеющихся зрителей, но и привлечь новых. Главной задачей было возвращение к знакомому зрителю семейному формату. Если взять классическую модель семьи – папа, мама и дети – каждый из них, включив 31 канал, найдет что-то для себя.
На данном этапе телеканал возвращается к показу лучших фильмовых и анимационных линеек. Мы уже заключили контракты с ведущими мировыми кинокомпаниями, такими как Metro Goldwyn Mayer, Sony, Disney, на приобретение блокбастеров последних лет. Создали отдельную линейку казахстанских кинофильмов. Разнообразили эфир показом таких кассовых картин как «Бизнес по-казахски», «My love is Aisulu», «Аким», «Келинка Сабина» и другие. Но это лишь промежуточный этап. Конечная цель – начать производство собственных художественных фильмов и сериалов. Мы уже движемся в этом направлении. При поддержке 31 канала в ближайшее время стартуют съемки полнометражной приключенческой комедии. Детали пока раскрывать не буду. Скажу только, что актерский состав будет звездным. Также, мы приступили к съемкам военной драмы под названием «Қайсар». Это ретроспективная история о становлении казахстанской армии. Главный герой сериала призывается в вооруженные силы на заре Независимости. Будучи рядовым солдатом, он сталкивается с царившим в армии хаосом и разгулом неуставных отношений, коррупции и дедовщины.
Также в этом году зрители 31 канала увидят сериал про маленьких казахстанцев, приуроченный к Году детей в Казахстане. Сериал будет поднимать острые темы защиты прав маленьких граждан нашей страны.
Если говорить об уже реализованном, то хотелось бы отметить несколько масштабных проектов. Мы провели 30-часовой марафон, посвященный дню Независимости и 10-часовое новогоднее шоу, которое собрало на одной сцене всех популярных казахстанских артистов эстрады, кино и ТВ. В целом, высоким спросом у аудитории пользуются эксклюзивные проекты. Мы это наблюдаем на примере юмористического проекта «Bizdin show», за просмотром которого каждое воскресенье в 21:00 собираются тысячи казахстанских семей.
Говоря о зрителях, о какой категории казахстанцев идет речь? Мы часто слышим о том, что привычка телесмотрения сохранилась лишь у аудитории 54+. А остальная масса присоединяется к ней только тогда, когда происходят отдельные события. Что же говорят цифры на этот счет?
Говорить о сокращении телевизионной аудитории достаточно сложно. В 2019 году суммарный рейтинг измеряемых телеканалов составлял 9,1%, в этом году с января по май – 8,3%. Учитывая, что это данные всего за 5 месяцев, пока рано делать какие-либо выводы, так как зрительская активность, возможно, возобновится в осенне-зимний период. Но если говорить про 31 канал, в среднем, в месяц нас смотрят почти 4,5 миллиона человек. И это данные только по городам с населением свыше 100 000. А есть еще небольшие населенные пункты, отдаленные сёла, где мы также вещаем. При существующей методике замеров невозможно оценить всю зрительскую активность в нашей стране.
Телевидение воспринимается зрителями как источник достоверной информации. Мы это видим, когда происходят важные события. Например, трагический январь. Страна оказалась полностью отключена от интернета, вследствие чего быстро распространялись слухи и фейковая информация. Наша команда, несмотря на риски, находилась в эпицентре происходившего все дни со 2 января, тщательно перепроверяя каждую новость. Мы знали, что казахстанцы в нас нуждаются. Знаем это и сейчас.
Как социальные сети и интернет в целом влияют на развитие ТВ?
Я не сторонник противопоставления этих понятий. ТВ и Интернет должны не заменять, а дополнять друг друга. На 31 канале есть несколько категорий контента. Первая – исключительно телевизионная. Это закупной контент с правами на показ только на ТВ и трансляцией на сайте 31.kz. Вторая – программы собственного производства, которые идут в эфире, а также размещаются в digital. Третья категория – проекты, созданные только для интернет-аудитории. Ее совокупная доля у 31 канала достигает почти 4 миллионов. Наш YouTube-канал «Информбюро 31» - обладатель золотой кнопки с аудиторией 1,85 млн человек. И это не считая социальные сети и остальные каналы на YouTube. Мы стали одной из первых телевизионных компаний в Казахстане, открывших свой аккаунт в TikTok. Казалось бы, это совершенно иная аудитория, которая вряд ли интересуется телевидением. Но лица нашего канала узнаваемы и там. Ролики с их участием набирают миллионы просмотров. Мы идем с контентом туда, где есть зрители. И уверены, что сможем занять свою нишу на любой платформе.
@informburo31 #информбюро31 #ерланкарин ♬ оригинальный звук - informburo31
Давайте вернемся к январским событиям, которые Вы упомянули ранее, и переменам, происходящим в стране после них. Как они отразились на медиа-рынке?
Любые перемены – это движение вперед. Нам по профессии дано находиться там, где вершится история. Поэтому сейчас как никогда роль СМИ высока. Страна выходит на новый уровень. И референдум, который состоялся 5 июня – это первый этап грядущих изменений. Я вижу миссию СМИ в том, чтобы помочь людям понять суть происходящего, объяснить казахстанцам, куда мы идем и к каким результатам можем прийти, предоставить им площадку для высказывания собственного мнения, что 31 канал и делает. В этом году в рамках новостей мы запустили проект «Вам слово». В областных центрах по всему Казахстану наши корреспонденты установили так называемые «открытые микрофоны», куда каждый житель может прийти и поделиться своими проблемами. И уже в выпуске Информбюро с нами на связь выходят сотрудники местных исполнительных органов и многие вопросы решаются у нас в прямом эфире.
Говоря о 31 канале невозможно не упомянуть Информбюро. Это уже бренд, наравне с телекомпанией. Несмотря на то, что время идет, тренды меняются, Информбюро остается востребованным. Как команде под Вашим руководством удается поддерживать постоянный интерес аудитории?
Вы правы Информбюро – это действительно уже состоявшийся бренд и один из главных драйверов 31 канала. Над проектом работает около 100 человек по всему Казахстану. Мы предоставляем зрителям подробную информационно-аналитическую картину событий, происходящих в стране и мире. А команда проекта - профессионалы, любящие свое дело и вкладывающие в него все свои силы. Сегодня «Информбюро» — это уже не просто новостная редакция, а целый продакшн. Наши корреспонденты делают специальные проекты, проводят журналистские расследования, создают документальные фильмы. Новости 31 канала уже на протяжении долгих лет входят в ТОП-3 самых рейтинговых информационных программ страны.
В одном из своих интервью Вы сказали, что миссия 31 канала еще и в том, чтобы объединять журналистов разных поколений. Почему это важно и что для этого делается?
Это действительно так. К примеру, в этом году мы провели масштабный республиканский турнир по бильярду среди работников СМИ, где собрали как «ветеранов» отрасли, так и представителей молодого поколения. Для обеих сторон, по моему мнению, это мотивация, обмен опытом, энергией, возможность в неформальной обстановке получить советы. Это бесценно. Я сам не упускаю возможности побеседовать с теми, кто стоял у истоков казахстанской журналистики. Приходя в эту профессию, мы берем на себя большую ответственность. В преддверии нашего профессионального праздника я хотел бы пожелать коллегам никогда не испытывать равнодушие, не терять огонь в глазах и помнить, что людям всегда будет нужна качественная информация. А значит наша профессия будет востребована.