Когда-то Малевич назвал свой «Черный квадрат» (аукцион Sotheby’s оценивает картину в $20 млн) «нулевой точкой искусства». Ею он предложил обозначить все, что создавалось после, как современное. Вслед за Малевичем к монохрому обратились многие художники XX века. Esquire предлагает познакомиться с самыми дорогими из подобных работ.
«Вуаль», Ширазе Хаушиари
Цена: около $60 тыс.
Ширазе Хаушиари - иранская художница. Ее работы сегодня можно увидеть в самых известных галереях мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. «Вуаль» она написала в 1999 году. На первый взгляд полотно кажется просто неравномерно окрашенным черным квадратом. На самом деле художница покрывала холст черным с помощью графита, а затем писала на нем суфийские фразы по-арабски. Но даже с близкого расстояния их практически невозможно рассмотреть. По мнению самой Ширазе, это автопортрет. Критики считают ее работу чем-то средним между живописью и графикой.
«Монохромная белая картина», Ли Юань Чиа
Цена: предположительно $100 тыс.
Ли Юань Чиа - один из самых известных китайских художников XX века. Он работал в сфере живописи, скульптуры и мебели. Свою «Монохромную белую картину» он создал в 1963 году. На первый взгляд она представляет собой чистую белую поверхность. Однако если приглядеться, можно разглядеть нюансы.
В частности, на холсте расположены четыре картонных круга. Два больших находятся слева, а два маленьких – ближе к центру. Круги, разумеется, покрыты той же белой краской, что и вся остальная поверхность картины. Чиа описал эти круги как «космические точки». Художник считал их началом и концом всего сущего. А также был уверен, что они связаны с положением вещей в безграничном пространстве Вселенной.
«Суррогатные картины», Аллан Макколлум
Цена: 125 тыс. евро
Американский художник Алан Макколум - видная фигура направления «Концептуализм». Его «Суррогатные картины» выглядят картинами в рамках только на первый взгляд. На самом деле это гипсовые слепки, которые разрисовали так, чтобы они выглядели картинами. По сути, он свел картины к общей форме и наладил их производство. Массовое, но, справедливости ради, ручное.
То есть картина внутри каждой «рамы» - совершенно безликая и не несет след руки художника. Но при этом вы не найдете двух одинаковых «суррогатов». По словам художника, «Суррогатные картины» – это мост между искусством и автоматизацией.
«Кроваво-красное зеркало», Герхард Рихтер
Цена: $1,1 млн
Немецкий художник Герхард Рихтер - фигура знаковая. Он стоял у истоков зарождения направления капиталистического реализма. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В 2005 году он занимал 1-е место в ежегодном списке журнала «Капитал» - самые дорогие и успешные мастера современной немецкой живописи. Художник разработал витраж для Кельнского собора. А его картины варьируются от детализированных, почти фотореалистичных портретов до совершенно однотонных полотен.
В 1970-х он даже создал одноименную серию. Все картины из нее были монохромными серыми прямоугольниками. «Серый. Он не делает никаких заявлений. Не пробуждает ни чувств, ни ассоциаций. Он невидим и не невидим. Для меня серый — единственный эквивалент беспристрастности, безоружности, беспечности, отсутствия формы», — говорил художник.
Одна из самых известных работ художника – «Кроваво-красное зеркало» — действительно представляет собой зеркало, закрашенное красной краской. Интересно, что в нем можно увидеть?
«Абстрактная живопись», Эд Рейнхардт
Вероятная цена: от $2 млн
Эд Рейнхардт - один из крупнейших американских художников-авангардистов. Изначально он был сторонником подсознательного применения цветов и форм. В сороковых годах прошлого столетия он изменил свой стиль и начал писать одноцветные картины. За последние 10 лет своей жизни он создал лишь серию квадратных холстов, полностью окрашенных в черный цвет.
На первый взгляд они могут показаться совершенно безликие. Но между каждой картиной есть тонкие различия, на обнаружение которых могут уйти часы, а то и дни. Впрочем, когда эти творения Рейнхардта впервые были показаны в Музее современного искусства в Нью-Йорке, один посетитель отменил свое членство в знак протеста.
«Безымянный синий монохром», Ив Кляйн
Вероятная цена: около $4 млн
Французский художник-новатор Ив Кляйн - одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Всего одним цветом он изменил ход развития искусства. Расширил рамки того, что принято называть живописью и открыл дорогу новым течениям и видам искусства: концептуализму, минимализму и перформансу.
Однажды лежа на пляже со своими друзьями, Ив «написал» свое имя на голубом безоблачном небе. «В тот день, лежа на пляже Ниццы, я почувствовал ненависть к птицам, которые летали туда-сюда по моему голубому, безоблачному небу, потому что они пытались проделать дырки в моей величайшей и самой прекрасной работе», - позже рассказал он.
А потом творец создал и запатентовал собственную версию ультрамарина International Klein Blue или IKB. И написал им «Безымянный синий монохром». В общем, если вы хотите на самом деле узнать, что такое «цвет настроения синий», вам к Иву Кляйну.
«Ахром», Пьеро Мандзони
Цена: $5,2 млн
Пьеро Манцони известен своим ироничным отношением к искусству. Его величайшая работа называлась «Дерьмо художника» - девяносто банок, наполненных экскрементами художника. Каждая банка продана за золото аналогичного веса. Помимо этого художник расписывался на телах добровольцев и выдавал им сертификат подлинности, раздавал посетителям выставки вареные яйца с отпечатком собственного пальца и делал еще множество вещей, которые были в лучшем случае эксцентричными.Впрочем, у него были и более традиционные работы.
«Ахромы» - серия монохромных картин, которые изготавливались путем помещения холста в жидкий каолин. Полное отсутствие цвета должно было сосредоточить внимание зрителя на материальных качествах объекта. Морщины и складки возникали в процессе изготовления и сушки холста, и к ним не прикасалась рука художника. Ближе к концу серии Манцони перестал использовать холст и начал использовать хлопок, акриловую смолу, стекловолокно и раскрашенные булочки.
«Картина Дилана», Брайс Марден
Вероятная цена: $10 млн
Брайс Марден — американский художник-минималист. «Картину Дилана» он написал в 1966 году. Она была названа в честь друга Мардена Боба Дилана. Художник создавал ее, чтобы помочь карьере певца. Однако к тому времени, как работа была завершена, Дилан, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, уже был более известен, чем Марден.
Холст был покрыт смесью, созданной из скипидара и пчелиного воска, в которую был добавлен серый цвет. Затем художник использовал лопаточку, чтобы выровнять поверхность. В нижней части картины осталась полоса некрашеного холста.
«Белая серия картин», Роберт Раушенберг
Цена: до $89 млн
Американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта, стоял у истоков создания модульного искусства, является создателем направления комбинированной живописи. В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отходы.
Что касается «Белой серии», то пять картин из нее представляют собой набор из 1, 2, 3, 4 или 7 одинаковых белых полотен, вывешенных вместе. Когда они впервые были представлены публике, то выглядели как дешевый трюк, а теперь белые картины Раушенберга можно найти в галереях по всему миру.
К слову, Раушенберг был другом композитора Джона Кейджа, который написал музыкальное произведение под названием «4’33». Во время его исполнения пианист или другой инструментальный исполнитель должен сидеть молча в течение 4 минут и 33 секунд. В результате публика слышит только звуки окружающей среды. Может быть, это идеальный аккомпанемент для этих картин.