Журналист Айнур Мазибаева побывала на родине великого поэта и просветителя, увидела знаковые памятники, услышала рассказы местных жителей и узнала то, о чем вы никогда не прочтете в знаменитом романе Путь Абая.
Самое лучшее время для поездки в урочище Жидебай – середина весны, когда еще нет палящего зноя и степь не так однообразна. Дом-музей Абая Кунанбаева и мавзолейный комплекс Абая-Шакарима находятся в 180 км от города Семей (бывший Семипалатинск) и в юбилейные годы энтузиасты совершают туда пешие походы.
Первое, что удивит многих, во время путешествия на родину Абая – насколько далеко в степь продвинулись границы города. Какое-то время назад территория Семея расширилась за счет нескольких районов и если бы мне вовремя не указали на дорожный указатель «Абай ауданы» (Абайский район) с надписью «Қош келдіңіздер!», то я бы пропустила эту линию из-за убаюкивающего, без единого деревца и холмов степного пейзажа. Через несколько минут на трассе вас ждет следующий указатель и небольшое открытие — оказывается Абай родился не в урочище Жидебай, как считают многие, а чуть ближе к городу, в местечке под названием Каскабулак. Здесь есть ручей, который единственный здесь течет в противоположную от города сторону, он-то и дал название месту. Каскабулак был стоянкой аула волостного правителя бия Кунанбая Ускенбаева, у которого летом 1845 года родился мальчик по имени Ибрагим, больше известный миру как Абай.
Мемориальный знак в местности Каскабулак указывает на место рождения великого земляка.
Новая остановка связана с местной легендой о трагической любви девушки Енлик и джигита Кебек. Они считаются жертвами межродовой вражды: красавица была просватана другому мужчине, но сбежала с любимым, оскорбленные сваты начали мстить, и конфликт урегулировал местный бий, приговорив влюбленных к смерти. Енлик и Кебеку накинули на шеи арканы, привязанные к хвостам лошадей, которых затем пустили вскачь по степи. Влюбленных похоронили в одной могиле, теперь на этом месте стоит обелиск. История Енлик и Кебек описанная в 19 веке, вошла в сокровищницу казахской литературы в виде поэмы «Енлик-Кебек». Судя по многочисленным ленточкам на цепях вокруг памятника, это весьма популярная достопримечательность края.
По рассказам, у Енлик и Кебека был ребенок и местные жители до сих пор верят, что где-то еще живы потомки легендарной пары.
На основной трассе в сторону Жидебая есть поворот с табличкой «Акшокы» – последовав за ней, через 21 км по асфальтированной дороге попадаешь на еще одну зимовку аула Кунанбая. Это место примечательно тем, что здесь сохранилось родовое кладбище Ускенбаевых: Кунанбая, некоторых его детей, братьев, невесток, а также одного из сыновей Абая (в браке с тремя женами у поэта родилось 20 детей). Не всем опять же известно, что сначала отец выделил земли Жидебая младшему сыну Оспану, сам же откочевал в другое место, а уже впоследствии урочище унаследовал Абай. Мазары на кладбище Акшокы недавно привели в порядок, огородили. И это наглядное свидетельство того, как сильно изменилось всеобщее восприятие личности отца великого Абая. Если в советское время Кунанбай считался деспотичным правителем, почти антагонистом своего прогрессивного сына, то в независимом Казахстане его именуют Кунанбай-кажи, как человека, совершившего хадж в Мекку, посвящают ему статьи, отмечают юбилей и сняли фильм, реабилитирующий его дела и поступки.
Надгробный камень от президентской партии «Отан» с некоторой долей фантазии можно считать своеобразной политической реабилитацией отца Абая.
Дом-музей Абая, его обустройство и внутреннее оформление представляет собой пример того, как в конце 19 века менялся традиционный уклад кочевой жизни. Экскурсоводы рассказывали, что при проектировании дома учитывались пожелания Абая. Например, в комнатах установлены вполне себе городские печи. Впрочем, чему удивляться, ведь Абай регулярно ездил по делам в город. А вот к чему я была совсем не готова, так это к тому, что увижу среди экспонатов... зубной протез Абая. Если его лечили семипалатинские стоматологи, то пожалуй, лучшей рекламы им сложно придумать. Еще в музее мне показали самодельные шашки из асыков, который сделал Абай, а также набор тогыз-кумалак. Оказывается, это была настоящая страсть поэта, он готов был играть в тогыз-кумалак сутками напролет и даже выступал судьей на местных соревнованиях по игре, которую иногда называют алгеброй для чабанов. Личные вещи Абая Кунанбаева.
Раньше недалеко от дома было несколько колодцев, один из них сегодня восстановлен. Его называют колодец Кунанбая. А самым впечатляющим объектом, венчающим заповедник-музей, является огромный мавзолей Абая-Шакарима. Внутри сохранилась памятная доска, которую еще в 1940-х годах установили земляки и Мухтар Ауэзов. Писатель, кстати, приходился внучатым племянником Абаю.
На памятной доске 1940-х годов казахская надпись выполнена актуальной нынче латиницей.
Здесь же в урочище Жидебай покоятся любимая бабушка и мать Абая — Зере и Улжан. Еще одна малоизвестная деталь связана с бабушкой поэта. Судя по сохранившимся описаниям, у нее было то, что сегодня называется пирсингом, невестой она приехала в аул жениха с серьгой в носу (в те времена у кочевников это считалось оберегом) и поэтому в замужестве ей дали второе имя — Зере (в девичестве она звалась Токбала).
Айнур Мазибаева
Айнур Мазибаева
Не забудьте подписаться на текущий номер