В прокат Казахстана вышел фильм «Джокер: Безумие на двоих» — одна из самых ожидаемых новинок года. На Венецианском кинофестивале, где первая часть некогда завоевала главный приз, сиквел получил смешанные отзывы критиков. Разбираемся, действительно ли вторая часть хуже оригинала.
Место действия — угрюмый Готэм. Несостоявшийся комик Артур Флек под видом Джокера учинил кровавую бойню, лишив жизни пятерых человек. Полицейские отправляют убийцу в психиатрическую больницу Аркхэм, где врачи ежедневно пичкают его всевозможными транквилизаторами, подавляя волю. Надзиратели относятся к заключенному снисходительно и угощают сигаретами, но от былой улыбки на его измученном лице не осталось и следа. Все меняется, когда узник встречает Ли — свою безумную поклонницу из соседнего корпуса, в которую влюбляется с первого взгляда. На пути их счастья встает прокурор Харви Дент, решивший во что бы то ни стало отправить Флека на электрический стул. Грядет судебное заседание, за которым в прямом эфире будет следить вся Америка.
В 2019 году голливудский комедиограф Тодд Филлипс, известный по трилогии «Мальчишник в Вегасе», вдруг выдал, пожалуй, самый радикальный кинокомикс всех времен. Обратившись к предыстории Джокера, он опирался вовсе не на канон DC, а на эстетику Нового Голливуда и, в частности, работы Мартина Скорсезе. Так, в порожденном «злыми улицами» клоуне-убийце без труда опознавались и Трэвис Бикл из «Таксиста», и Руперт Папкин из «Короля комедии». Недаром образ шоумена Мюррея Франклина, кумира Джокера, воплотил именно Роберт Де Ниро, сыгравший всех этих социопатов. Мрачный психологический триллер Филлипса, попавший в нерв времени, расширил границы самого коммерческого жанра, на тот момент прочно ассоциировавшегося со «Мстители». В конечном счете картина сенсационно взяла «Золотого льва» в Венеции и стала зрительским хитом, при скромных затратах собрав в мировом прокате свыше миллиарда.
Ввиду всестороннего успеха «Джокера», неудивительно, что вскоре была анонсирована вторая часть. Впрочем, изначально Тодд Филлипс вообще не задумывался о сиквеле, небезосновательно считая историю завершенной. Продолжение банкета — инициатива Хоакина Феникса, получившего за роль Флека заветный «Оскар». Студия Warner Bros. такому повороту была только рада и, переубедив режиссера, охотно дала проекту зеленый свет.
Вопреки тому, что у «Безумия на двоих» бюджет полноценного блокбастера, новый фильм оказался камерным и подчеркнуто театральным. События теперь разворачиваются лишь в двух декорациях — тюрьме-лечебнице и зале суда, пределы которых камера практически не покидает. Клаустрафобическая атмосфера, казалось бы, позволяет целиком сконцентрироваться на Флеке и его душевных терзаниях. Вот только за все два с половиной часа неудачник, скрывающийся за злодейским гримом, не раскрывается как-то иначе, тогда как нововведенные персонажи — сплошь статисты, никак не двигающие повествование вперед.
Вся сюжетная арка Ли в исполнении Леди Гаги, так, в общем-то, и не эволюционировавшей в Харли Квинн, до неприличия схематична и завершается ничем. Видимо поп-звезду пригласили в фильм исключительно из-за ее вокальных данных, коих Феникс лишен. Дело в том, что «Безумие на двоих» — любовное письмо мюзиклам 1940-50-х. И если в прошлый раз Филлипс расшибал лоб, кивая в сторону Скорсезе, то здесь его ментором выступает Винсенте Миннелли, чей «Театральный фургон» Джокер и Квинн смотрят на первом свидании. Условный сюжет в старых мюзиклах требовался для того, чтобы связывать между собой эффектные шоустопперы, ради которых, собственно, подобное кино и включают. Вот и от «Безумия на двоих» зрители ждали роскошных музыкальных номеров с песнями и танцами, которые перекрыли бы собой любые сценарные огрехи. Однако на выходе все это напоминает посиделки в караоке-баре, а не 200-миллионный мюзикл. Именитые артисты неловко перепевают шлягеры середины прошлого века, вне США вряд ли кому-либо знакомые, тогда как постановка сцен выглядит вопиюще блекло и попросту безвкусно. Никаких вам хореографических изысков и сложных декораций, которые были во всех классических фильмах, послуживших прототипами. Поразительно странное решение, учитывая, что шоу происходит в больном подсознании Флека. При этом и какого-либо дополнительного смысла музыкальные паузы, прямо скажем, не несут. Бессмысленными оказываются и все разговоры о культе убийцы, сформировавшемся в Готэме, но так и не заявляющем о себе. Стоит ли говорить, что даже итоговый «процесс века» получился слабым и невыносимо скучным?
«Джокер: Безумие на двоих» — вымученный и абсолютно ненужный сиквел, который не сообщает о виновнике торжества ничего нового. Повторенная дважды шутка, как известно, перестает быть смешной. И все те вещи, которые впечатляли пять лет назад, во второй раз не производят былого эффекта. Безумия, обещанного в названии, напротив, стало вдвое меньше, но вряд ли это помешает сиквелу вновь собрать все деньги мира.