По данным пресс-службы комитета автодорог, свод правил носит название «Процедуры безопасности дорожного
движения на автомобильных дорогах». Его разработали в КаздорНИИ и утвердили в Комитете автодорог. Он начнет действовать в начале 2025 года.
В документе прописаны понятия «детальный анализ ДТП» и «инспекция безопасности дорог». Эти правила опираются на международные стандарты. Пока они будут применяться в пилотном режиме, а в дальнейшем планируется закрепить их в виде ведомственного норматива.
«В казахстанском законодательстве не существует понятий аудита и
инспекции безопасности автодорог. Соответственно, в стране нет
структуры, которая координированно отвечала бы за данные вопросы. Необходимая работа не проводится. Сейчас мы хотим внедрить такую систему. В этом году приказом КАД МТ РК утвердили документ, который регламентирует проведение анализа аварийности и безопасности дорог аттестованными и аккредитованными специалистами», — сообщил директор
департамента стандартизации КаздорНИИ Андрей Чжен.
По словам специалиста, в развитых государствах аудит дорожной
безопасности делают еще на этапе проектирования, что помогает исключить ошибки на ранних стадиях и избежать высокой смертности и травматизма в ДТП. А на уже построенных участках проводится инспекция, по результатам которой аудиторы дают рекомендации для устранения опасных условий.
В дальнейшем планируется изучить передовой опыт США, Швеции и Японии, чтобы разработать проект концепции дорожной безопасности. В нем будет
распределена ответственность госорганов и профильных организаций.
«Тема актуальна для Казахстана учитывая, что за неполный 2024
год зафиксировано свыше 2700 ДТП, в которых погибло более 2 тысяч и получили ранения свыше 30 тысяч человек», — говорится в сообщении.
Отмечается, что уже появились первые запросы на проведение независимой экспертной оценки безопасности дорог,
инспекции безопасности дорожного движения и детального анализа ДТП.
Ведомственный свод правил Комитета автодорог пока будет носить
рекомендательный характер.