Онлайн-курсы вместо вуза: миф или реальность

I
ileru Автор
23 декабря 2022

Вместе с развитием современных технологий развивается и система образования — возникают новые формы обучения, возможности, появляется большое количество профессий, которые можно освоить и получить диплом, не выходя из дома.

Источник фото

При этом современные школьники не всегда спешат поступать после школы в высшие учебные заведения, а часть не доучивается до получения диплома, отдавая предпочтение узкоспециализированным курсам и получению знаний на практике. Создатель образовательной платформы Soho.LMS Михаил Уколов разбирается, смогут ли онлайн-курсы заменить вузы и если да, то при каких условиях.

Сфера образования в Казахстане: от стагнации к цифровизации 

По словам аналитиков FinReview.info, в Казахстане лишь 13% вузов оказывают качественные образовательные услуги. Знания, которые получают студенты, часто не имеют ничего общего с практикой. Уровень школьного образования тоже страдает: согласно опросам, проведенным национальной Ассоциацией учреждений частного образования, в стране наблюдается высокий уровень неудовлетворенности качеством обучения в муниципальных школах — именно по этой причине 64,6% казахстанских семей вынуждены оплачивать детям частных репетиторов или различные курсы. Диплом без опыта работы не имеет значения — работодатели не спешат брать на работу выпускников, что становится препятствием при трудоустройстве молодежи.

Обусловлено это сразу несколькими факторами: постоянные изменения на рынке труда, сокращение жизненного цикла профессий, быстрое устаревание информации, медленная адаптация системы образования ко всем происходящим изменениям. 

Источник фото

Вузы против онлайн-школ

Конкуренцию высшему образованию составляют корпорации, которые запускают курсы для подготовки кадров под себя, а также разного рода онлайн-курсы и онлайн-школы, которые дают возможность за меньший срок освоить применимые на практике навыки и востребованные на рынке профессии. 

Цифровые технологии делают процесс получения знаний более доступным: время, удобство, комфорт и персонализация — основные факторы, которые привлекают людей к онлайн-обучению. А если вспомнить о том, что все стремительно меняется, возможность быстро сменить направление сферы деятельности за считанные месяцы — является еще одним фактором растущей популярности онлайн-образования в Казахстане. На развитие рынка EdTech влияет также рост продолжительности жизни населения и рост желания людей после 40 доучиться, сменить профессию или получить докторскую степень, но не желающих тратить 4-5-6 лет своей жизни на классическое образование. Современные школьники тоже не спешат идти в высшие учебные заведения или не доучиваются до получения диплома, отдавая предпочтение онлайн-курсам по цифровым профессиям, которые наиболее востребованы на рынке труда. Все это приводит к логичному вопросу: способны ли онлайн-школы стать альтернативой высшему образованию? 

Все решает образовательный трек

Классическая образовательная система инертна — она не может оперативно откликаться и перестраиваться на любой крутой поворот отрасли. Однако онлайн-школы как раз таки откликаются на требования рынка и отрасли. Но есть проблема — как не утонуть в многообразии образовательных программ и не потратить время впустую? Составить свой образовательный трек.

Что такое образовательный трек? Это дорожная карта получения необходимых знаний и навыков для их последующего применения. 

В классическом высшем образовании образовательный трек за студента разрабатывает вуз: что учить, когда учить, сколько учить, все это решает образовательное заведение без какой-либо персонализации под каждого студента, без учета его опыта и планов. В каких-то учебных заведениях есть попытки пойти в сторону персонализации, но в целом для всех есть шаблонная программа, по которой необходимо следовать. 

Источник фото

Однако можно этот трек разработать себе самостоятельно. Если грамотно подойти к делу, то та образовательная траектория, которую составил себе человек, может дать намного больше знаний и навыков за меньший срок и быть более востребованной у потенциальных работодателей, чем классическое высшее образование. Сложность лишь в том, что не каждый может ее правильно составить и, что не менее важно, ей следовать, поскольку из рычагов воздействия здесь только собственная мотивация, в отличие от вузов, где есть система оценки и риск отчисления.

Как же составить образовательный трек правильно?

Формирование учебного трека стоит разделить на две части: междисциплинарная часть и внутридисциплинарная часть.

Проблема классического образования в рамках междисциплинарной части в том, что ученик получает много лишних дисциплин, которые важны с точки зрения фундаментального образования, но никогда не пригодятся на практике. В рамках классического обучения таковых от 60 до 90%. Т.е. почти все время обучения тратится впустую с точки зрения моментального применения их на практике. Большинство же онлайн-университетов дают возможность формировать набор дисциплин самостоятельно обучающемуся исходя из его видения профессии. 

Этот подход больше похож на классическое образование в техникумах и ПТУ, когда за 2 года получается специалист, умеющий работать в профессии, но лишенный фундаментальных подходов к получению знаний.

С точки зрения частного бизнеса, который смотрит на специалиста с онлайн-образованием и классическим дипломом, между ними нет никакой принципиальной разницы, если только не рассматриваются кандидаты на руководящие позиции.

Источник фото

Когда бизнес набирает руководителей, ему важно, чтобы кандидат не только мог "делать что-то руками", но и учить других, изучать новые области самостоятельно. А именно эти навыки и скрываются за теми 60-90% "ненужных" предметов.

Применительно к внутридисциплинарному подходу любая самокастомизация выглядит более вредной, нежели полезной, т.к. выпадения "кусков" знаний и навыков внутри дисциплины, которые почти всегда строятся по принципу дома (фундамент-стены- крыша-отделка), приведет к тому, что значительно увеличивается риск ученика столкнуться на практике с ситуацией, обрезанной кастомизацией.

Надо хорошо понимать, что кастомизировать внутридисциплинарный трек может ТОЛЬКО преподаватель (или запрограммированная аналогичным образом учебная логика), который понимает пробелы и сильные зоны ученика, и, соответственно, может добавлять там, где это нужно и пропускать места, с которыми все ок.

Риски онлайн-образования

Вебинары, лекции в зуме и онлайн-марафоны стали обыденностью. Предложения настолько много, что у человека разбегаются глаза, при этом качество онлайн-продуктов в сфере образования нередко неудовлетворительное, что порождает недоверие в отношении онлайн-школ. Свою лепту в общее восприятие онлайн-образования вносят и представители рынка инфобизнеса, предлагающие огромное количество курсов и запускающие свои школы по обучению новым профессиям и освоению самых разных навыков за очень короткое время.

Источник фото

Люди хотят волшебную таблетку и охотно ее покупают. К тому же, нас с детства приучают к тому, что можно ничего не делая добиться успеха: вспомним сказки про Ивана-дурака или Емелю. Блогеры транслируют “легкие деньги”, хотя за кадром остается тяжелый труд.

И качественное образование, особенно бизнес-образование — очень интенсивное и сложное, здесь нужно прилагать усилия. Не все к этому готовы. 

Чтобы не потратить время и деньги впустую при выборе онлайн-курса или онлайн-школы, выбрать качественное онлайн-обучение, важно ориентироваться на три критерия: 

  • опыт автора(ов) образовательной программы. За каждым онлайн-курсом, за каждой школой стоит автор или команда авторов, которые свои знания и навыки превращают в образовательный трек. Это кажется очевидным, но на деле мы видим сотни курсов, где авторы учат тому, чего на практике не касались. Увы, знания и навыки здесь будут поверхностные, а то и не имеющие никакого отношения к реальности, а следовательно не смогут быть применены на практике. Как проверить: у авторов должны быть доказанные достижения и опыт работы в той сфере, в которой они обучают.
  • умение авторов образовательного продукта создавать и передавать знания. Мало обладать знаниями, важно уметь аккумулировать их и передать другим, не все обладают таким навыком. И получается, что автор именитый, а подача хромает, и как результат — опять же некачественные знания. Один из показателей, что навык имеется — опыт академических исследований или кандидатская.
  • наличие системы образования для формирования практических навыков. В такой школе должны работать преподаватели, люди, которые тренируют практические навыки. Кураторы, так распространные в сфере инфобиза, редко обладают знаниями в изучаемой области и уж тем более навыками для передачи этих знаний и отрабатывании их на практике. Итог тот же — нет качественного обучения. Как проверить: просите подробную информацию о преподавателях, а также подробную информацию о том, как будет проходить отработка практических навыков.

Конкуренция, которая всем на пользу

Онлайн-образование становится все более доступным и востребованным среди населения благодаря постоянному развитию учеников с ориентиром на современные тренды. Главное преимущество — быстрее освоить нужные навыки, быстрее начать работать и получать опыт, поскольку просто наличие диплома не является подтверждением квалификации для многих работодателей. Чтобы выдерживать конкуренцию, классические учебные заведения вынуждены меняться и идти в ногу со временем: внедрять инструменты цифровизации, адаптировать программы под требования рынка и переориентация с теоретической подачи знаний на практико-ориентированную. Так, недавно в Казахстане был разработан проект закона «О профессиональных квалификациях», цель которого —  развитие национальной системы квалификаций и разработка образовательных программ под реальные запросы современных компаний за счет привлечения к их разработке будущих работодателей.

Источник фото

Любая конкуренция — это движение вперед. Конкуренция заставит казахстанские вузы наконец перестать учить "по учебникам" (когда лекции читает лектор по чужому учебнику), а перейти в формат авторских курсов (дисциплин, когда лектор дает то, что является результатом его размышлений). А это в свою очередь заставит вузы звать на работу не только "профессиональных профессоров", но и реально практикующих специалистов, которые умеют структурировать знания в своих областях.

В области подготовки (формирования практических навыков) практических специалистов онлайн-образование с его точечной логикой приложения усилий дальше будет значимо обыгрывать вузы. В области подготовки руководителей, научного персонала, педагогов и т.д. — онлайн-образование будет дополнением к вузам, т.к. не решает задачу "научить учиться".

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше