О каких меньшинствах хотят позаботиться в парламенте Казахстана?


Оппозиция, пока только парламентская, может получить права в Казахстане. 

парламент мажилис меньшинства оппозиция
Источник фото: parlam.kz

Не прошло и полгода с декабрьского предложения Касым-Жомарта Токаева закрепить права политических меньшинств, как депутат Азат Перуашев озвучил законопроект, где вводится определение «парламентская оппозиция». 

Чуть-чуть уточним. Речь идет о нижней палате Парламента – Мажилисе, где присутствуют фракции от трех партий, которые смогли попасть туда, преодолев 7%-ный барьер на выборах 2012 года. 

Из 107 депутатов Мажилиса 84 человека представляют партию власти «Нур Отан». Девять внефракционных депутатов сидят от Ассамблеи народов Казахстана, где также явно не приходится ожидать особой оппозиционности во взглядах (пожизненным лидером АНК является первый президент страны, он же председатель «Нур Отана»). 

Фактически парламентское меньшинство сейчас представляют две партии: 

«Коммунистическая народная партия Казахстана» (в числе ее известных последних инициатив – первый онлайн-парад Победы на сайте 1945.kz

- «Ак жол», чей лидер, упомянутый выше Азат Перуашев, недавно критиковал систему подготовки эпидемиологов в Казахстане, коих у нас не выпускалось 15 лет

В каждой фракции находится по семь человек.

Таким образом, в новом законопроекте речь идет не о каких-то особых правах оппозиционеров вообще, а о тех депутатах, которые уже находятся в Парламенте. То есть нововведения должны защитить 14 из 107 мажилисменов.

Цитата по Перуашеву: 

«На уровне конституционного закона «О парламенте и статусе его депутатов» вводится определение «парламентская оппозиция» как политических партий, представленных в Мажилисе, не входящих в парламентское большинство и, как правило, выступающих по политическим и социально-экономическим вопросам с иной позицией, чем парламентское большинство».

Какие же права предлагается закрепить за парламентской оппозицией? 

  • инициирование парламентских слушаний по актуальным вопросам жизнедеятельности государства и общества, не менее одного раза за сессию;
  • определение повестки дня правительственных часов в парламенте, не менее двух раз за сессию;
  • внесение альтернативных законопроектов к тем правительственным законопроектам, с которыми оппозиция не согласна; 
  • право руководителей или представителей оппозиционных фракций на выступление на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях мажилиса, заседания комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и всех иных мероприятиях в стенах парламента. 

«Перечисленные шаги в совокупности представляют собой важную политическую реформу. У оппозиции, у альтернативного мнения есть право быть услышанным. Рассматриваемый законопроект переводит это право из теоретической возможности в требование закона», – сообщил мажилисмен.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше