Кинокритик Карим Кадырбаев, который обычно не стесняясь в выражениях "проходится катком" по откровенно несуразным и неудавшимся картинам, решил окунуться в прошлое режиссера, писателя и сценариста Ермека Турсунова. В поле его пристального внимания попали весьма любопытные эпизоды разных лет, связанные с деятельностью настоящего корифея казахстанского кинобизнеса. Что ответит на это сам Ермек Турсунов?
20 августа в здании Национальной библиотеки прошла встреча казахстанских кинематографистов с министром культуры и спорта Дауреном Абаевым. Инициатором встречи выступил Союз кинематографистов РК – организация, чьи функции остаются загадкой для большинства кинематографистов РК, как бы парадоксально это ни звучало.
Ну, так, наверное, стоит пояснить, что последние четыре года основная задача СК – лоббирование интересов ее председателя – режиссера, писателя, сценариста и, по совместительству, одного из главных отечественных демагогов последнего десятилетия Ермека Турсунова.
Большинству обывателей фигура Турсунова презентована, как образ бесстрашнго мудреца-острослова, не боящегося разить словом и мечом. Не даром за ним закрепилось негласное звание «Совести нации». Однако, внутри кинематографического сообщества, именно Ермек Турсунов является основным инициатором конфликтов, разжигателем внутренних распрей, провокаций и судебных дел.
В свое время Сергей Довлатов писал «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?». А я вам отвечу, их писали такие персонажи, как Ермек Турсунов. Старшее поколение, наверняка, помнят, такое слово, как «сексот» (жаргонное обозначение секретного сотрудника или осведомителя КГБ), которым вполне можно охарактеризовать нынешнего председателя СК.
И чтобы не быть голословным, представляю вашему вниманию историю грандиозной партизанской войны «совести нации» против своих же коллег.
Часть 1. Булат Атабаев
В далеком 2012-м году известный театральный режиссер Булат Атабаев в числе прочих оказался в следственном изоляторе за то, что поддержал бастующих в Жанаозене. Тогда никому непонятным образом, Турсунов оказался ключевой фигурой в освобождении коллеги. За год до своей смерти Атабаев дал интервью порталу Exclusive.kz, в котором рассказал следующее:
- После очередной поездки в Жанаозень я оказался в Мангистуском СИЗО. Но в планы власти не входило судить меня, она хотела посадить журналиста Владимира Козлова и беглого банкира Мухтара Аблязова. Чтобы подобраться к ним, подцепили меня и другого журналиста — Жанболата Мамая. Мне сценарий оговора нужных властям людей передавали через Ермека Турсунова. Увидев его в кабинете следователя Мангистауского ДКНБ за накрытым столом (курица гриль, ананасы, яблоки, бананы), я не мог удержаться от возгласа: «Котек! А ты что здесь делаешь?» .
Ермек на все вопросы отвечал, что вот, мол, вызволит меня отсюда и все объяснит. В общем, властям нужно было выдавить меня из тюрьмы, сохранив хорошую мину при плохой игре.
Дальнейшие события больше напоминают нарезку сцен из политического триллера:
- Потом я узнал, что из-за меня задержали рейс Актау-Алматы. В 11 ночи меня уже заводили – без документов, в тюремной одежде – в салон бизнес-класса, где уже сидел Ермек Турсунов. Такое, наверное, может быть только в фильмах абсурда. Час назад я ел тюремную баланду, а тут французское шампанское, севрюга, бегающие вокруг нас стюарды и стюардессы… Спрашиваю Ермека, как ему удалось вытащить меня из СИЗО? Отвечает, что «договорился с генералом». Как это было возможно, для меня до сих пор загадка. Меня же обвиняли по трем статьям: я, как член организованной преступной группировки, занимаюсь разжиганием социальной розни и своими действиями угрожаю конституционному строю Казахстана. И вот человека, которого должны были осудить на 12 лет, можно, оказывается, освободить по договоренности. В Алматы прилетели в третьем часу ночи, а там уже ждут журналисты: КНБ надо было распространить информацию, что Атабаев на свободе. Потом была пресс-конференция, где Ермек Турсунов сдерживал меня, чтобы я не все рассказывал.
Сам Турсунов отрицал, что действовал по поручению комитетчиков и руководствовался исключительно дружескими чувствами по отношению к Атабаеву. Нет, у нас, конечно, у всех есть друзья и родственники, но многие ли из нас имеют возможность влезать в уголовные дела? Причем, по делам такого масштаба. А уж устраивать застолья в здании ДКНБ или останавливать самолет, видимо, способен только скромный кинематографист Турсунов.
И, казалось бы, Атабаев должен быть благодарен Турсунову за освобождение, но в том же году общественный деятель покинул Казахстан и переехал в Германию, откуда и рассказал всю эту историю, держась подальше от подобных друзей.
Полное интервью Атабаева можно прочесть здесь.
Часть 2: Ахат Ибраев
В 2018 году Ермек Турсунов занял кресло председателя Союза кинематографистов на внеочередном съезде, который больше напоминал четырехчасовую иллюстрацию к мему «дед с батей сцепились по пьяни».
Примечательно, что на этом съезде, где был скинут с поста тогдашний председатель Ахат Ибраев, сам Турсунов сказал блестящую реплику, которая отлично характеризуют тот самый старый Казахстан, от которого мы все дружно пытаемся бежать. Звучит она так:
- Арыстан – мой друг.
Кто такой Арыстан? Дело в том, что в 2018 году Турсунов крепко дружил с тогдашним министром культуры и спорта Арыстанбеком Мухамедиулы, который в данный момент находится под следствием по подозрению в хищении 146 миллионов тенге в рамках договора о государственных закупках по проведению международной выставки «Шествие Золотого человека по музеям мира».
И вот казалось бы, мы ведь не в ответе за своих друзей. Наверняка, если ковырнуть, у каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, который где-то да подворовывает. Но тут срабатывает принцип «Назвался груздем – полезай в кузов», то есть нацепил на себя белое пальто совести нации, так соответствуй и выскажись, почему это твои друзья воруют у этой самой культуры. Но Турсунов старательно избегал всех скандалов, связанных с именем Мухамедиулы. Молчал, когда студентка КазНАИ им. Жургенова обвиняла экс-министра в сексуальных домогательствах, молчал после шизоидного заявления на тему кыргызских уборщиц в Москве, спровоцировав скандал с ближайшими соседями и тут тоже промолчал. Хороший друг. Атабаев подтвердит.
Но вернемся к Ибраеву. Турсунову было мало сместить коллегу с поста, он организовал настоящую травлю молодого кинематографиста, закидывая его судебными исками и обвиняя во всех смертных грехах.
Два года Ибраев благополучно доказывал свою невиновность в судах, но в какой-то момент и его нервы не выдержали и в 2020-м году он написал открытое письмо на имя Елбасы и президента РК. Вот лишь небольшая выдержка из него:
- Ермек Турсунов, как новый член информационно-просветительского штаба АДГПК, пользуясь личными связями в алматинском департаменте данного Агентства, инициирует через своего помощника Каната Торебая (бывшего сотрудника правоохранительных органов), работающего c недавнего времени управляющим директором АО «Казахфильм», против меня настоящее преследование.
Оно включает в себя незаконные допросы, на которые бывших членов моей творческой группы вывозят (без предоставления повесток) и откровенно склоняют к даче ложных показаний против меня. Часть допросов ведет лично Канат Торебай, который не имеет никакого отношения ни к АДГПК, ни к полиции, ни к прокуратуре. От людей открыто требуют устно и письменно оклеветать меня по казахстанско-американскому кинопроекту, реализованному совместно Министерством культуры и спорта РК и американской киностудией. В случае, если люди отказываются от дачи «нужных» показаний, им обещают «очень большие проблемы», происходит опять психологическое давление – всё уже по ранее отработанному и опробованному сценарию.
Причиной гонений на меня является, как я считаю, месть за то, что я помешал умышленному разрушению и обесцениванию исторического здания Дома кино, расположенного в центре города Алматы. Поэтому в 2018 году ими был инициирован съезд Союза кинематографистов. Темой съезда был вопрос о моем немедленном смещении. Люди пришли на съезд, но, увидев в качестве «группы поддержки» Турсунова таких авторитетов, как Олжас Сулейменов, Асанали Ашимов, Мурат Ауэзов, они поняли, за кем сила в данный момент. И съезд – в обход всех правил, за 15 минут, без избирательных бюллетеней – проголосовал, поддержав мое смещение.
После публикации письма Ибраева в СМИ, из Союза кинематографистов вышел режиссер Акан Сатаев, в том же году занявший пост президента киностудии «Казахфильм». Ни Турсунов, ни Канат Торебай обращение экс-председателя СК никак не прокомментировали.
С полным текстом письма Ахата Ибраева можно ознакомиться здесь.
Но что особенно примечательно, за все эти четыре года ситуация с тем самым «яблоком раздора» под названием Дом кино не сдвинулась ни в какую сторону, что доказывает грандиозную эффективность Турсунова на руководящей позиции. Впрочем, чего мы хотели, если свою предвыборную речь на том самом съезде режиссер подкрепил фразой «Мне Союзом заниматься неинтересно». Вот он и не занимается, но, когда нужна поддержка, Союз занимается делами Турсунова.
Часть 3: Гульнара Сарсенова
В 2019 году Ермек Турсунов в числе прочих кинематографистов вошел в Экспертный совет Государственного центра поддержки национального кино, председателем которого на тот момент была Гульнара Сарсенова.
Работа совета шла согласно графику, сотрудники киноцентра готовились к питчингу и вдруг Турсунов демонстративно выходит из состава экспертов, заявляя, что он недоволен общей работой и пытается саботировать работу коллег. Но, к счастью, ему это не удается, экспертный совет доводит работу до конца. Вот как комментирует эту ситуацию сама Сарсенова:
- Турсунов не читал ни одного сценария из тех 250, которые были поданы в рамках второго питчинга. На тех редких заседаниях, где он присутствовал, он не давал никаких комментариев, просто наблюдал, но при этом одновременно голосовал. И вдруг он стал высказываться, что недоволен общей работой. Я считаю, что это неуважение не только к Киноцентру, который он считает "неправильной организацией", - это неуважение к профессионалам Экспертного совета. Его неожиданный демарш, оскорбил не только меня, как руководителя Киноцентра, он оскорбил всех членов Экспертного совета. И когда Турсунов говорит, что из совета многие ушли, надо понимать, что "многие" – это только два человека - он и Сатыбалды Нарымбетов – патриарх нашего кино, которого Турсунов просто уговорил уйти. А остальных членов совета просто не удалось "обработать", хотя Турсунов и его соратники Канат Торебай и Арман Асенов прикладывали большие усилия. Если мои коллеги посчитают нужным они сами расскажут в СМИ о бесперецендентом давлении на них.
Питчинг благополучно прошел, запуск в тот момент получили порядка сорока проектов. Но Турсунов на этом не остановился. Он начал силовую и информационную войну против Сарсеновой и сотрудников НАО «ГЦПНК».
В один прекрасный день в офис Национального киноцентра заявились сотрудники Антикоррупционной службы с обыском, саму Сарсенову обвинили в коррупционных действиях по проекту «Нартай», а сотрудников начали приглашать на допросы.
Эта история продолжалась несколько месяцев, вину Сарсеновой так никто и не доказал, но пост председателя НАО «ГЦПНК» ей пришлось покинуть, а половина сотрудников киноцентра уволились из-за того, после того как на руководящие должности в организации были назначены соратники Турсунова – Арман Асенов и Канат Торебай.
Подробнее о противостоянии Ермека Турсунова и Гульнары Сарсеновой можно узнать здесь.
Часть 4: Айдархан Адильбаев
В любой войне есть сопутствующий ущерб. Вот и в битве против Сарсеновой сопутствующим стал продюсер Айдархан Адильбаев, который, можно сказать, отделался легким испугом. Копая под сотрудников Киноцентра, Турсунов опубликовал пост, в котором обвинил Адильбаева, занимавшего в тот момент должность зампреда ГЦПНК и его супругу в коррупции по проекту «Кажымукан».
Выдержка из ответного поста Айдархана Адильбаева:
-Меня зовут Адильбаев Айдархан, я очень редко пишу в ФБ или, если точнее, вообще не пишу, но сегодняшняя Ваша статья заставляет Вам ответить. Вы фактически обвинили меня и мою супругу в организации и соучастии в коррупционных схемах, тем самым запятнав мою семью. Я требую у вас публичных извинений, иначе наша беседа перейдет в правовое поле.
Проект «Кажымукан» был одобрен Экспертным советом по результатам первого питчинга НАО ГЦПНК за несколько месяцев до того, как я занял должность заместителя председателя Национального киноцентра. Я надеюсь, хронологию событий проследите не только вы, но и ваша аудитория, которая рьяно бросилась поддерживать ваши выпады в мой адрес:
1) Экспертный совет одобрил сценарий к фильму «Кажымукан» в июне 2019 года.
2) МВК поддержало решение совета в августе 2019 года.
3) Должность заместителя председателя НАО «ГЦПНК» я занял в октябре 2019 года
Ермек Каримжанович, разбрасываясь обвинениями, козыряя цифрами, которые вам не могут быть известны, в силу законных и правовых норм, вы показываете свое отчаяние. Мы ведь тоже можем задать массу вопросов относительно вашей заработной платы, например, по кинофестивалю «Евразия», когда за месяц работы вы получили свыше восьми миллионов тенге, или по проекту «Шыракшы», который согласно документам был принят министерством в 2017 году, а фактически был готов и вышел в прокат в 2020 году. Я уже молчу о том, что никому до сих пор неизвестно, что происходит с Домом кино, который вы клятвенно обещали вернуть Союзу кинематографистов. Вы не состоялись ни как режиссер, ни как руководитель, ни как общественный деятель, Вы – единственный, кто позволяет себе открыто травить своих коллег из независимого сектора кино, и сейчас вы с предложением аннулировать результаты второго питчинга хотите уничтожить работу 42 съемочных групп. И у Вас хватает наглости говорить о профессиональной этике? Я не хочу переходить на оскорбления и не буду, а скажу лишь о том, что более деструктивного человека, чем Вы, в казахстанском кино нет и не было. Вы не созидаете как творческий человек, а разрушаете все вокруг себя.
К слову, все обвинения в адрес Адильбаева и его супруги так и остались на страничках Турсунова. С полным текстом письма Айдархана Адильбаева можно ознакомиться здесь.
Часть 5: Баян Алагузова
Вообще, в общей когорте казахстанских кинодеятелей, Баян Максатовна была первой, на кого пал разящий меч господина Турсунова. Ну вот не нравились ему фильмы «Осторожно, корова!», «Коктейль для звезды» и прочие проекты одного из самых продуктивных продюсеров нашей страны.
Вообще, рядом своих бесконечных «посланий нации» (большому демагогу – большой пафос) Ермек Каримжанович неоднократно выражал свое «фи» коммерческому кинематографу, который, на секундочку, на сегодняшний день обеспечивает работой сотни (если уже не тысячи) профессионалов по всей стране. Так, например, не так давно, очередной занозой в душе главного борца за культуру стали… названия проектов, которые снимает частная компания Tiger Production, а именно «Бишарашки», «Казахи против пришельцев» и «Агашки по вызову». Дескать, уже по названию понятно, что происходит полное оболванивание страны. А то ж названия, типа «Шал» или «Кемпiр» несут в себя глубинный историко-философский смысл, практически «Невыносимая легкость бытия» или «Скромное обаяние буржуазии».
Но вернемся к Алагузовой. Турсунов сначала через прессу, а потом и через личные странички в социальных сетях неоднократно вкидывал известной субстанции на вентилятор, видимо, пытаясь обратить на себя внимание.
В 2019 году достучаться до Алагузовой Турсунову-таки удалось и она ответила ему, не стесняясь в выражениях:
- Господин Турсунов, вы уже много лет с завидным постоянством задеваете мою честь и достоинство, у меня к вам вопрос, у вас и правда настолько синдром «маленького члена», что вам не лень, так долго бороться со мной и моим творчеством? И кто вам дал право судить целую нацию, вы что судья???
Доподлинно неизвестно, чего именно хотел Турсунов от Алагузовой, вроде на государственную кормушку она никогда не претендовала (в отличие от «совести нации», который на свой последний фильм про трех стариков в ауле выцыганил у ГЦПНК полмиллиарда тенге), интереса к председательству в Союзе кинематографистов не проявляла да и вообще шла по собственному пути, который, к слову, в этом году привел ее (вместе с режиссером Аскаром Узабаевым) к победе в одной из секций Берлинского кинофестиваля. Видимо, просто не дают покоя прокуратору кинематографа успешные женщины.
Часть 6: Куат Тлеубаев
Завершающая часть бесконечного крестового похода господина Турсунова пока что не получила своей развязки. Тем более, что теперь «защищающейся» стороной должны стать сотрудники компании «Турсуновфильм».
Два года назад художник Куат Тлеубаев неожиданно для себя обнаружил, что он является художником-постановщиком на картине Ермека Турсунова «Выбор» (позднее переименованной в «Бесмойнак») и даже успел освоить сумму в размере два миллиона тенге во время подготовительного периода:
- Недавно из общедоступных документов на сайте государственных закупок я неожиданно узнал, что являюсь художником-постановщиком на кинокартине Е. Турсунова «Выбор», хотя никаких договоров не подписывал, и никаких переговоров по данному проекту ни с кем не вёл! Я направил запрос в НАО «ГЦПНК» с просьбой, предоставить копии документов по этому проекту, где упоминается мое имя, мои персональные данные, и что самое интересное, на всех документах стоит подделанная подпись: авторский договор №04-В от 01.01.2019; акт выполненных работ от 31.10.2019; акт выполненных работ от 10.12.2019; приказ №1 от 01.10.2019; приказ №3 от 01.11.2019; финансовый отчет; производственный отчет; зарплата ведомость.
Хотелось бы спросить Ермека Турсунова, с кем он работал в подготовительном периоде, указанном в производственном отчете (встречи и обсуждения планов работ, разведка локаций, разработка художественной концепции и другое), и вопрос к директору ТОО «Турсуновфильм» Канату Торебай, кто же подделывал подписи на документах и кто получал финансовое вознаграждение?
И вот уже два года Тлеубаев в гражданских судах доказывает, что никаких документов не подписывал, денег не получал и вообще, даже на словах, не имел никакого отношения к этому проекту.
Сам же Турсунов сначала выбрал оборонительную позицию и через социальные сети пытался доказать, что Тлеубаев на проекте работал:
- Гражданин Тлеубаев!
Ознакомился с вашей жалобой, которую вы адресуете в Прокуратуру и Министерство культуры. Полагаю, компетентные органы разберутся с вашими претензиями. От себя по существу заданных вами вопросов могу пояснить следующее.
Компанией «Турсуновфильм» проведено внутреннее расследование, в ходе которого установлено, что на всех финансовых документах по проекту «Выбор» стоит ваша личная подпись. Имеются в виду договор, расходные ордера, акты выполненных работ и т. д. В связи с этим считаю ваши претензии необоснованными.
К слову, о компетентных органах. Гражданские суды художник выиграл, но вот в возбуждении уголовного дела ему постоянно отказывают.
Оригиналы подписанных Тлеубаевым документов компания «Турсуновфильм» представить не может, из-за того, что их, якобы, забрали злоумышленники во время квартирной кражи. Знаете же этих свирепых казахстанских грабителей, которые врываются в дома и воруют авторские договора?
Эпилог: ...и все-все-все
Под каток Ермека Турсунова за последние десять лет попадали не только вышеперечисленные люди, но и многие казахстанские кинематографисты. Ему не нравилось то, что снимают выходцы из КВН, его раздражали Кайрат Нуртас и Торегали Тореали, снимавшие фильмы с собой в главной роли, были выпады в адрес Ассоциации кинокритиков Казахстана, ему безумно мешала экс-министр культуры Актоты Раимкулова, ему принципиально не нравится нейминг отечественных картин.
И ведь ни разу господину Турсунову не пришла на ум два очевидных вопроса:
Первый – абсолютно тривиальный: Какое мое режиссерское дело? Я же вроде должен кино снимать, а не смотреть в какой цвет сосед заборы красит и как помидоры поливает.
Второй – напрашивающийся сам собой: Если столько претензий к окружающим, то может быть дело не в них, а во мне?
Третий вопрос прилетит лично от меня: господин Турсунов, простите, а куда девался фильм за полмиллиарда денег налогоплательщиков и кто же все-таки получил два миллиона вместо Куата Тлеубаева?
Автор: Карим Кадырбаев
P.S. Редакция Esquire Kazakhstan готова выслушать Ермека Турсунова и предлагает площадку для публикации комментария режиссера. Мы напоминаем, что точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.