Казахстанский специалист и общественный деятель Айнура Абсеметова, уехавшая по линии ООН работать в Малави, в своем семнадцатом письме рассказывает о том, почему она чувствует себя там как дома.
Когда звонишь домой или переписываешься с домашними или с друзьями из Казахстана, то очень часто приходится отвечать на вопросы о погоде и о местных людях. Многим кажется, что Африка – это другая планета. На самом же деле, бывает идешь по улице или сидишь в кафе и удивляешься тому, что действительно находишься на другом континенте. Приходится себе об этом часто напоминать специально, так как на самом деле тут все очень похоже на то, что встречаешь в Казахстане. Порой кажется, что ты никуда не уезжал, а просто тут в основном люди с более темным цветом кожи. Может быть я просто уже привыкла? Хотя, судите сами...
О погоде
Что надеть? Я не устану задавать себе этот вопрос, стоя перед раскрытым шкафом каждое утро. Смотрю через окошко на небо и уже почти со стопроцентной точностью угадываю, какой будет погода сегодня. Сложность заключается лишь в том, что каждый раз нужно решать дилемму африканской зимы: утром и вечером зябко, а днем жарко. Нужно одеться так, что бы не дрожать от холода в офисе, но и не потеть на улице. Смотри на местных и делай также, советует мама. Местные же одеваются, кто во что горазд. Кто в пальто и в сандалиях, кто в легкой кофточке, а кто и в шерстяном свитере под летним платьем с сапогами. Когда коллеги видят меня греющейся на солнышке, смеются и спрашивают, почему я мерзну, ведь я же «с севера» приехала. Им кажется, что человек прилетевший из страны, где есть сорокоградусные морозы обладает определенным холодоустойчивым свойством организма. Но я своим съежившимся видом разрушаю этот стереотип. Еще бы не мерзнуть. Тут везде цементные полы или же холодные плитки прямо на бетоне. Отопления в здании нет, просто не существует. Окна в старых зданиях сделаны из стеклянных пластин в виде горизонтальных жалюзи и поэтому никогда не закрываются плотно. Через щели сквозит вовсю и все, что надышишь в комнате, выдувается сквозняком. Объясняются такие конструкции тем, что самый холодный сезон длится всего два месяца от силы, зато все остальные месяцы жара.
«Потому что зима на улице». Эта фраза в июле самая популярная и является ответом на все вопросы. Почему так рано темнеет? Почему так жарко днем, а утром холодно? Почему так хочется есть? Почему так пыльно и ветрено? Зима в Африке это еще и «dry season» или сухой сезон. Хотя и бывали пасмурные дни, туманы поутру, но дождя мы так и не дожидались. Максимум покапает чуток, зато тучи висят так, как будто сейчас грянет гром. Я бы так и не поняла, что такое сухой сезон пока не обратила внимание, что листья-то опадают все-таки у некоторых деревьев. Иногда порывистый ветер поднимает в воздух красную въедливую пыль и сухие листья с деревьев. Выехав за город, увидели, что сочно-зеленые луга превратились в буро-желтую степь. Деревья и кусты сплошь покрыты красно-бурой пылью. Действительно, по ощущениям это напоминает лето в Южном Казахстане, когда уже все выжжено солнцем и покрыто пылью, либо раннюю осень в Алматы, когда все еще жарко днем, но утром уже без куртки не выйти, а остатки зелени покрыты толстым слоем пыли.
В зимней Африке все-таки есть удивительные моменты. Есть дерево, на голых палках которого расцветают нежные розовые бутоны. Они цветут только зимой. Я пыталась узнать название этого дерева, но у кого ни спрашивала, никто не мог вспомнить. Однажды кто-то мне тут сказал, что в Малави нет стандартных четырех сезонов, есть только два: сухой сезон и сезон дождей. Зиму я уже испытала, теперь уже хочется поскорее, чтобы началось лето. Я никак не могу представить, что Малавийское лето будет из себя представлять. Но мне хочется думать, что мерзнуть я точно перестану.
О местных людях
«Айнура, я прочитал где-то в интернете, что, когда в Африке ходят в тренажерный зал, то стараются выбирать время, когда в зале не занимаются коренные жители. Это якобы, потому что они воняют сильнее, чем другие. Это правда?». С каких это пор я стала главным «экспертом» по черным людям для некоторых своих знакомых и друзей? На самом деле я ничего не знаю ни о черных, ни о белых, ни о желтых и даже коричневых. Не знаю, как рождаются такие стереотипы, что черные воняют хуже чем белые или желтые. Я могу привести кучу примеров, когда белые источают такие зловонные ароматы впрочем, как и люди любой другой расы. Это ведь зависит от внутренней культуры гигиены, а так же от возможностей. Простые малавийцы, из-за высокой стоимости на воду реже стирают свою одежду, и не имеют возможность принимать ванную или душ каждый день. Прежде чем осуждать их за это, я вспоминаю казахский аул и банные дни два раза в месяц.
Чаще всего я тут пребываю в восторге от красоты человеческих лиц и форм тела. Дети независимо от расы всегда красивые, но я каждый раз застываю, когда вижу перед собой малыша с глазами на пол лица, выразительными губами и милым носиком. Одно из наших с мамой любимых занятий –это разглядывать лица местных людей. Иногда находишь в них знакомые черты родных и друзей. Вот прошел, ну точная копия дяди Мейрама, а вон та женщина, что идет нам на встречу могла бы быть близнецом моей двоюродной сестры Айсулу. На работе у меня есть коллега, которая один в один похожа чертами на мою тетю, только темнее кожей и плотнее по комплекции. Это дает невероятные ощущения, что мы все родственники, которые каким то образом затерялись по миру и обрели разные цвета кожи. Это только на первый взгляд кажется, что мы разные. Стоит вглядеться, как я начинаю видеть, что они очень даже похожи на казахов не только внешним видом, но и манерами, ценностями, привычками и даже страхами.
Тут так же, как и у казахов огромную роль играет семья, бесконечные отношения между дядями, тетями. Родными братьями и сестрами считаются все дети дядь и теть. Бабушками и дедушками называют всех, кто старше на одно поколение. Если прислушаться к разговорам коллег на кухне или за обедом, то услышишь неизменные истории о строптивых невестках или противных золовках, о том как надоела свекровь или как приходится тащить на себе племянника, оплачивая его обучение. Забавно слушать, как женщины из моего офиса со смехом делятся своими историями о первых днях замужества. Если у нас это «келин шай», то тут невестку испытывают в первый день замужества поручая готовить нсиму на 30 человек. Вся деревня приходит, чтобы поглазеть, как она справится и поесть блюдо приготовленное ее руками. От этого зависит насколько она сможет утвердиться в новой семье. Сложность заключается в том, что это практически невозможно для малоопытной девушки, так как варить из кукурузной муки плотную кашу – это физически трудно даже на 10 человек, а на больше количество людей одному просто не справиться. А ведь эта каша должна быть плотной и нужной фактуры, и что бы добиться такого качества нужно как минимум двое человек. Оказывается, если невестка не очень им по нраву, золовки могут еще и усложнить задачу, подсыпав кой-чего в муку... одним словом, после таких разговоров создается ощущение, что я сижу где-то в Кызылорде и слушаю треп местных татешек, невесток со стажем.
Женщины в Малави, как и все женщины постсоветского пространства тоже сильно озабочены своим внешним видом. На это тратятся все выходные и вечера. Порой я поражаюсь, когда они успевают менять свои образы так кардинально. Ведь на то, чтобы полностью заплестись в новые косы требуется от 5 до 7 часов! Я то уж это теперь точно знаю, так как испытала на себе тяготы африканской красоты. На одну только прическу уходит день. Мало того, что на косы уходит весь световой день, так надо еще и помыть сразу косы горячей водой, чтобы они стали мягче и не было так больно голове у корней волос. Мокрые искусственные косы сохнут еще дольше, чем натуральные, на это уходит еще 3-4 часа. Зато потом чего только не вытворяют девушки из этих кос. Обычно их заплетают в корзинки или в другие причудливые формы. Все это так красиво оформляется и держится на голове потом неделями. Максимум три недели, потом снимаются и перезаплетаются на новые. Свои же волосы очень редко бывают длинными и это прерогатива состоятельных девушек и женщин. Бедные малавийки и девочки-подростки чаще просто стригутся налысо и ходят с короткими афро. Оказывается ухаживать за волосами – это дорогое удовольствие. Даже очень коротко стриженная голова не портит африканок, так как, на мой взгляд, самыми главными достоинствами всех этих женщин является идеальная форма головы, красивая шея и грациозная осанка. Я не видела ни одной сутулой африканки или африканца.
Лавлинесс в моем новом офисе чаще всего меняет свои образы. Она и объяснила, что заплетать волосы африканских красоток заставляет особенная структура волос. Так как они очень кудрявые (до трех миллиметров в диаметре, почти как пружинка), волосы не сохраняют влагу самостоятельно и быстро становятся сухими и ломкими. В заплетенном состоянии, волосы способны дольше сохранять влагу и вырости не сломавшись. Альтернативой косам для спасения волос от сухости и изломов являются тюрбаны. Оказывается эти тюрбаны носят не столько для красоты, сколько для защиты своих волос и от солнечного удара. Те, кто задался целью отрастить волосы, даже спят в шелковых или атласных платках-тюрбанах. Местные красотки не советовали спать на подушках в хлопковых наволочках, так как хлопок и ситец забираю влагу и ломают волосы. Каких только секретов и рецептов по уходу за волосами я не услышала. Начиная от того, какими нитками лучше пришивать искусственные волосы или заплетать косы, заканчивая тем, каким маслом смазывать корни волос, чтобы они лучше росли и не теряли влагу. Кстати, на первом месте оказалось кокосовое масло. Я думаю, это они знают благодаря индийским красоткам, потому что в Индии моя подруга тоже говорила, что лучше кокосового масла для волос пока ничего нет и пользуются они этим секретом со дня рождения Вишну.
Если я скажу, что все местные мужчины сплошь и рядом, как Дензел Вашингтон или как Майк Тайсон, то это будет наглая ложь и грубая лесть. Они, как раз таки очень похожи на казахских мужчин. Пузо и лишний вес для Малавийских мужчин тоже является признаком авторитета госчиновника. Редко какой малавиец сохраняет прекрасную от природы мускулатуру тела после 30 лет. Тем, кому это удается, выглядят как живые боги. Однако, в большинстве своем малавийцы не считают нужным следить за своим внешним видом. Они считают, что они уже прекрасны только потому что они родились мужчинами. Мачизм, как культура, тут процветает и по-моему не собирается уходить с постаментов. Как один мужчина-коллега на рабочей встрече заявил, что стремиться к гендерному равенству нужно, но необходимо быть реалистами, так как оно в Малави не достижимо в принципе, ведь патриархат – это единственная правильная система социальной организации общества. Увидев мой удивленный немой взгляд, этот коллега попытался объясниться, добавив, что матриархат ни к чему хорошему не приведет, кроме как разврату и разгулу, ибо такова природа женщины. Таким образом, он дал понять, что мужчина – венец природы и это незыблемая часть культуры малавийцев, которую они намерены защищать и сохранять от «тлетворных западных влияний». Тут я снова почувствовала, что я никуда не уезжала и родной Казахстан тут со мной. Сменились только декорации в виде пальм и пробегающих через дорогу мартышек.
Айнура Абсеметова
Айнура Абсеметова