Казахстанская студентка Лондонской школы экономики Айгерим Толеуханова делится своими впечатлениями от первого семестра и рассказывает о том, как сложно и в тоже время интересно проходит ее обучение.
Время летит быстро – семестр уже подходит к концу, и я уже могу с уверенностью сказать, что кое-что понимаю в учебном процессе моего университета. Первые недели учебы выдались чрезвычайно занятыми: попытка прочитать все, что тебе задали, бессонные ночи и общее состояние стресса, непонимания того, что от тебя хотят и самооценка, которая опускается ниже плинтуса, когда думаешь, что все вокруг такие умные, а ты вроде бы нет.
Начну с самого начала – регистрации на предметы, которая стала самым стрессовым и непонятным моментом в моей жизни.
В университете вместо привычных учебных «кредитов» по Болонской системе образования существуют «юниты», и каждый магистрант должен брать не более четырех юнитов за год, что складывается в 7-8 предметов за весь период обучения.
Сначала я думала: «Ой, семь предметов так мало,» – ведь в моем бакалаврском университете у меня бывало по восемь предметов в семестр, но я недооценила количество материала, который нужно изучать самостоятельно.
Наиболее сложное и непонятное в регистрации: тебя еще могут и не взять на желаемый предмет, здесь большая конкуренция. Есть так называемые «контролируемые» курсы, на которые студентов выбирают по эссе – они пишут зачем им нужен этот курс и какую пользу они могут привнести в дискуссии, в общем почти как при поступлении в университет. На таких курсах есть лист ожидания на случай, если кто-то откажется. А есть и обычные предметы, где можно просто кликнуть на него и тебя зачислят, если курс не заполнен. По моей специальности было четыре обязательных предмета и три предмета, которые я могла выбрать сама и на все три надо было писать эссе и ждать, пока преподаватель тебя примет. В итоге я попала на все предметы, которые хотела. Однако, чего это мне стоило!
При обучении на магистратуре ты должен быть очень самостоятельным. Несмотря на то, что в Лондонской школе экономики не напрягают тестами и эссе в течении семестра (ты сдаешь всего один экзамен – зимой или летом, который весит 100 процентов твоей финальной оценки), объем того, что нужно запомнить, прочитать и понять – столь огромен, что подвергает тебя равнозначному стрессу. Некоторые экзамены на предметы, которые проходишь в осеннем семестре, проходят летом, и есть достаточно времени чтобы подготовиться, но многое может и забыться. В течении семестра по каждому предмету проходит так называемый «формальный» экзамен, который не обязательно сдавать, так как он не идет в диплом, но почти все сдают, чтобы понять на каком они уровне и чего не хватает для хорошей оценки. К примеру, по многим предметам нужно писать эссе на пройденные темы. И преподаватель не будет вдаваться в подробности как писать эссе, о чем, как оформлять, как ссылаться на других авторов. Он просто выложит перед вами список тем, скажет крайний срок сдачи и нужно ли распечатывать работу. Для всего остального нужно записаться на дополнительные курсы по академическому письму или английского, или же посмотреть на сайте, спросить совет у других студентов – словом, разбирайся сам. Минимум инструкций – максимум усилий студента самостоятельно разобраться что к чему. Я записалась на дополнительные курсы по академическому письму, которые помогли мне в написании эссе. На семинарах учитель тоже минимально вкладывается в дискуссии, побуждая студентов делиться своими мыслями. Иногда очень интересно слушать умные мысли своих сокурсников и формировать свои, при этом учитель только записывает идеи студентов и при необходимости направляет дискуссию в нужное русло. Здесь никто не говорит, что только эта мысль правильная, а вот эта – нет, здесь не существует никаких определений и терминов, студенты просто делятся своими мыслями, например, что такое «популизм» или «постколониальная теория». Иногда вопросы и ответы студентов намного интереснее того, о чем говорил преподаватель – нестандартные ответы на стандартные вопросы. В разных специальностях по-разному, конечно, я говорю только про то, что происходит на моей «Медиа и коммуникаций».
Что меня удивило при написании эссе, так это то, как высоко здесь ценится формирование собственных аргументов. То есть недостаточно просто процитировать мысли других академиков и показать, что ты их поняла – за это получишь низкую оценку – важно сформировать свои мысли, критикуя теории умнейших людей и доказывая собственную точку зрения – вот такое эссе оценят высоко. Конечно, для того чтобы написать хоть что-то, нужно прочитать огромное количество статей, книг и заметок. Бывает, что мозг прямо пульсирует от огромного количества информации, которую надо прочитать, понять, освоить в голове, чтобы хотя бы попытаться сформировать свои мысли. Здесь я поняла, что «тренировка мозга» – это думать, размышлять, строит аргументы и делать выводы на основе полученной информации.
По каждому предмету в среднем читаешь 80-100 страниц в неделю, а если таких предметов пять, как у меня, то времени постоянно не хватает. В первые недели друзья из Казахстана спрашивали: «Ну как там Лондон?», а я могла только сказать, что целыми днями сижу в комнате и читаю. В одно воскресенье я читала с 8 утра до часу ночи с небольшими перерывами на еду. Часто можно видеть, как студенты спят в библиотеке или прямо за компьютером. Хотя я уже привыкла к большому объему чтения, до сих пор не до конца понимаю смысл некоторых академических текстов и даже сами преподаватели признаются, что не всегда полностью понимают мысли академиков. Иногда читаешь текст и ничего не понимаешь, сколько не перечитывай – и дело даже не в английском языке, многие носители сами не понимают. Бывает, текст наполнен кучей непонятных слов и абстрактных мыслей, так что только академики «до мозга костей» поймут. Иногда кажется, что чем сложнее для понимания текст, тем он ценнее в академическом мире. И в таком случае нам, простым студентам, помогают лекции, семинары, мысли сокурсников, ну и Google, чтобы понять незнакомые термины и теории. Конечно, можно поговорить с преподавателем о том, что тебе непонятно, но зарегистрировавшись онлайн, и на каждого студента уделяют не более 15 минут, поэтому приходить следует максимально подготовленным, со списком вопросов. К некоторым преподавателям приходится регистрироваться за две недели заранее, потому что у них все забито.
Очень помогает то, что все лекции записывают на видео и аудио. И студент, который не смог посетить лекцию, всегда может посмотреть ее онлайн.
В ЛШЭ бывает очень много публичных лекций, когда приходят политики, разные лауреаты, журналисты и говорят о политике, «брексите», неравенстве, капитализме, постколониализме в других странах или презентуют новые книги. Недавно бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун давал лекцию о своей 40-летней «жизни в политике», а лекцию о Брексите посетил мэр Лондона Садик Хан, первый мусульманин пакистанского происхождения, сын водителя автобуса, получивший столь высокую политическую должность. Все аудиозаписи таких лекций доступны бесплатно онлайн в подкастах Apple и Android, если ввести слова LSE public lectures & events.
Через две недели закончится мой первый семестр обучения, который вместо привычного «осеннего семестра» называется «Michaelmas Term» (Миклмас терм), и я, наконец, смогу насладиться культурной жизнью Лондона и немного передохнуть перед январскими экзаменами.
В своем следующем письме я расскажу о культурной жизни в Лондоне и большом количестве бездомных людей.