После бала: фильмы, которые упустил "Оскар" в этом году

I
ileru Автор
28 марта 2022

О победителях 94-ой церемонии вручения кинонаград вы уже знаете. Получили свои номинации и призы 53 картины: 38 полнометражных и 15 коротких. “Власть пса”, “Дюна”, “CODA...”, “Белфаст”, “Не смотрите наверх” и др. Роман Райфельд предлагает посмотреть достойное кино, что осталось за кадром большого кинобала или было проигнорировано киноакадемией.

Чем отличился “Оскар” этого года? Скандалами. Целых 8 цеховых категорий выведены за пределы телетрансляции, отделены от главного парада, и их вручение состоялось до праздника. Среди попавших под нож документальная корометражка, монтажер, гример, художник-постановщик, звукорежиссер. Гильермо дель Торо, теперь двукратная чемпионка “Оскара” Джейн Кэмпион, Стивен Спилберг и другие уважаемые голливудские агашки высказали свое “фи” нововведению, вызванному дороговизной рекламного времени и дичайшим падением рейтингов церемонии. По той же причине ее урезали до 3 часов. Сама церемония всем запомнится хаотичностью происходищего и... нет даже не пощечиной, а нормальным таким мужским ударом в челюсть и кучей матов после - все в прямом эфире. Запомнит это и один из ведущих вечера комик Крис Рок, который со сцены  так прошелся по прическе (точнее - ее отсутствию) супруги Уилла Смита Джады, что справедливо разгневанный муж под ошалевшие взгляды зрителей всего мира поднялся с места и ответил на оскорбление.

https://www.youtube.com/watch?v=myjEoDypUD8

Интересные факты. Стриминг AppleTV+ побил Netflix, отняв статуэтку за лучшую картину. Если уж я упомянул имя создателя римейка “Вестсайдской истории”, Спилберг - первый в истории “Оскара” профессионал, который номинировался на “лучшего режиссера” в 6 разных декадах, начиная с 70-х гг. до сегодня дня. А Дензел Вашингтон (“Трагедия Макбета”) по-прежнему самый номинируемый афроамериканец киноакадемии - 10 раз! Представьте, он посягает на статуэтку вот уже 50 лет, и дважды это посягательство увенчалось его победой. Неинтересные факты. Как и русский кинокритик Андрей Плахов, считаю, что в число лучших фильмов года по мнению членов академии вошли ДАЛЕКО НЕ лучшие работы в фильмографии таких крепких асов режиссуры, как Пол Томас Андерсон (“Лакричная пицца”) и Гильермо дель Торо (“Аллея кошмаров”). Да и принесшая победу Уиллу Смиту роль в “Короле Ричарде” не образчик из учебника.

https://www.youtube.com/watch?v=oW9Ce1RlKiI

Приятное тоже было. Ну во-первых, возвращение церемонии к доковидному оффлайн формату. Во-вторых, голосование “простых зрителей” в твиттере - Oscars Fan Favorite (“Фаворит фанатов”) и Oscar Cheer Moment (“Самый жизнерадостный момент”) - кстати, победила картина “Армия мертвецов”. И в-третьих, сразу две актерские семейные пары очутились среди претендентов на награды в параллельных номинациях. Хавьер Бардем с Пенелопой Крус (“Быть Рикардо” и ”Параллельные матери”, оба за главную актерскую работу) и Кирстен Данст с Джесси Племонсом («Власть пса», оба за второстепенную роль). Все они, правда, остались не солоно хлебавши.

Как обычно, среди тянущих свои ручонки к заветным трофеям оказались и ленты совсем не оскаровского уровня. Среди них весьма предсказуемая “4 хороших дня” с Глен Клоуз и Милой Кунис, “Поездка в Америку 2” с Эдди Мерфи и “Главный герой” с Райаном Рейнолдсом. В то же самое время “Дом Гуччи” оказался у разбитого корыта - без единой статуэтки, даже без актерских номинаций, в которых задействованные в картине профи выглядели бы вполне логично при всех недостатках ленты. Зато японская “Сядь за руль моей машины” отхватила аж 4 номинации - явный перебор, победила в одной. А теперь о том, на что стоит потратить пару часов времени и получить удовольствие.

“Красная ракета”

Изобилие юмора, несмотря на откровенности и маты через предложение. За счет последнего русский дубляж может показаться страшилкой, но... Это кино не для ханжей. В нем жизнь экс-звезды порно фильмов Майка Сабли, что пытается адаптироваться к жизни в техасской дыре. Там, где его никто не ждет, даже бывшая со своей маманей. Фильм Шона Бейкера (“Проект Флорида”, “Мандарин”) не зря претендовал на золото Канн. Любопытно, что исполнитель главной роли актер Саймон Рекс в прошлом действительно работал в порнокино. Суммируя сказанное, целомудренные академики лицемерно не включили “Ракету” даже в число номинантов.

https://www.youtube.com/watch?v=P0nnJljdryw

“Нежный бар”

Также оставшийся в стороне от борьбы за призы фильм. Джордж Клуни - может, и не лучший режиссер игрового кино, но... На сентиментальную адаптацию мемуаров лауреата Пулитцеровской премии Джона Мёрингера стоит взглянуть. Тем более если давно хотели увидеть Бена Аффлека. Актер исполнил роль владельца бара, дядюшки и по сути папаши главного героя: 9-летний мальчишка, ищет себе настоящего отца, знакомясь в баре со взрослыми. Действие разворачивается в 70-е. И хотя лента удостоилась номинации «Золотого глобуса» и премии Гильдии киноактеров, выборщики «Оскара» достойной ее не сочли.

https://www.youtube.com/watch?v=0Oynk67PsDg

“Лунана: як в классе”

Фильм сняли в Бутане, ни разу не заявлявшемся на “Оскар”. И хотя нас не удивишь красотами гор, отдельные кадры пронизывают величием природы высокогорного королевства. И кажется, что не природа - фон, на котором выстраивается сюжет, а напротив, приезд молодого учителя в самую отдаленную деревушку страны - бэкграунд для живой вечности и яка Норбы. Подернутая легкой грустью лента. В ней легко узнать и сельские  школы Казахстана, и желание 20-летних сограждан “эмигрировать в Австралию”, и то, что заставляет их пока оставаться. Номинация “лучший иностранный фильм”, пожалуй, единственная, в которой напрочь отсутствует преходящее кино.

https://www.youtube.com/watch?v=nf3rGQG2wFs

“Сирано”

Одна номинация в категории “художник по костюмам”, считайте, что ничего для фильма британца Джо Райта (“Гордость и предубеждение”, “Искупление). Но превращенный в мюзикл нарратив, изложенный в драме в стихах еще в XIX веке и снятый в разгар второй волны ковида в Италии, заиграл новыми красками. Однако, ни это, ни игра Питера Динклэйджа не оказались весомым основанием для внесения киноленты в список избранных 94-го “Оскара”. Осталась холодна к “Сирано” и критика. В итоге из 30 миллионов потраченных на производство долларов, касса проката вернула лишь 6 с небольшим.

https://www.youtube.com/watch?v=gBTgSF9aD0w

“Хороший Джо Белл”

Снимать сразу два фильма в короткий промежуток чревато. Это верно как для упомянутого выше Джо Райта и Ридли Скотта, чей второй фильм ниже, так и для Рейнальдо Маркуса Грина. Вот снял он “Короля Ричарда”, попавшего во все возможные списки номинантов. Но второй-то фильм пролетает мимо, как бы ни был хорош! Это также биография. Но в отличие от жизнеописания отца теннисисток Уильямс “Джо Белл” о печальной истории отца подростка-гея, который добровольно ушел из жизни. Фильм не оценила критика, на его продвижении сэкономили, а Марк Уолберг, возможно, сыграл в нем одну из лучших своих ролей.

https://www.youtube.com/watch?v=GV0Hw3Ptvzg

“Непрощенная”

Еще одна недооцененная и давно не радовавшая звезда, и еще одна картина от Netflix. Сказать, что это шедевр с Сандрой Буллок было бы некрасиво. Но и сделать вид, что это в конец неудачный римейк британского мини-сериала несправедливо. Обладательница награды 10 лет назад (“Невидимая сторона”) и претендентка на “Оскар” 8-летней давности (“Гравитация”) играет только что вышедшую из мест не столь отдаленных убийцу. А ведь это был настоящий хит для стримминг-сервиса, и Буллок единственная представительница второго пола, сразу два фильма которой в десятке самых просматриваемых на нем.

https://www.youtube.com/watch?v=feXK4rcKdKI

“Дорогой Эван Хансен”

А здесь все наоборот: единогласное “одобрямс” критиков и терпкая нотка пресыщения на языке публики. Возможно, оттого, что 2021 был щедр на мюзиклы? Так или иначе, а работа Стивена Чбоски (“Чудо”, “Хорошо быть тихоней”) не дотянула до претендентства. То ли двадцативосьмилетняя звезда фильма Бен Платт в школьном костюме не пришелся ко двору, то ли, опять же, сэкономили на маркетинге. По сюжету страдающий социофобией школяр сводит счеты с жизнью. Другой его ровесник, прочитав письмо самоубийцы, начинает сближаться с родителями погибшего.

https://www.youtube.com/watch?v=gDI9qB4kVSs

“Последняя дуэль”

Сам себя не победишь. Оба фильма, сделанные тобой одновременно, не выстрелят никогда, даже если ты Ридли Скотт. Но пусть «Дом Гуччи» и не сильно впечатлил академиков, зато оказался приятен зрителю. Эту же работу мастера, считайте, не заметили ни те, ни другие. История о том, как во Франции XIV века не разлей вода друзья в мгновение ока превратились в смертных врагов. Их ждет дуэль. Великолепная игра Мэтта Дэймона, Бена Аффлека (оба выступили и как соавторы сценария), Адама Драйвера и Джоди Комер. Аффлека, кстати, ни за что ни про что номинировали за эту роль на “Золотую малину”. К сожалению.

https://www.youtube.com/watch?v=Xc8wJRbcf90

“CODA: ребенок глухих родителей”

Из победителей “Бафты” и “Оскара” этого года этот продукт AppleTV+ однозначно must watch. Не только каст, состоящий из прекрасных глухонемых (Трой Коцур и Мэтлин Марли), но и сама история единственной слышащей в семье Росси девчушки. Героиня разрывается между служить по гроб жизни ушами своим родным и отдать себя любимому пению. Это американский римейк французской ленты “Семейство Белье” 8-летней давности, создатели которой приняли самое плотное участие в производстве “CODA” как сценаристы и продюсеры.

https://www.youtube.com/watch?v=Gseyc7o4GVA