Изучив список картин, номинированных на крупнейшую кинопремию мира, любой мало-мальски подкованный киноман сделает вывод, что есть разница между реально происходящим в кинематографе и тем, как это хочет видеть Американская киноакадемия кинематографических искусств и наук. Роман Райфельд находит тому подтверждение, рассказывая о тех, кого прокатили.
Прошедший год был ознаменован крахом кассовых сборов фильмов всех жанров, кроме блокбастеров. Раз так, сочли академики, то вот вам наш вердикт: в десятке суперпретендентов на награду аж два таких фильма, сиквела к тому же. Оба свидетели давно и не очень минувших экшн-успехов индустрии: “Аватар: путь воды” и “Топ Ган: Маверик”. Чтобы утешить поклонников интеллектуального кино в номинацию внесли и нетфликсовский римейк “На Западном фронте без перемен” по произведению Э.М. Ремарка. Это единственная картина в номинации из претендующих на трофей не на английском языке. Разнообразия ради могли бы, например, копродукцию ряда стран Европы включить - “Корсаж”, о вымышленном годе из жизни австрийской императрицы. Даром что ли Каннский фестиваль ленту наградил?
Но академики, как и раньше, языками не владеют и не замечают никаких кинопродуктов, если те созданы не на родном для них шекспировском наречии. Тем временем к списку могли бы запросто присоединиться две иранские картины - драма Джафара Панахи “Без медведей” и его сына Панаха - “В дорогу”, а также две французские - “С любовью и яростью” Клер Дени и “Сент-Омер” Элис Диоп. Но и среди англоязычных картин есть опрокинутые академией - “Амстердам” Дэвида О‘Расселла и “Время Армагеддона” Джеймса Грея, “Благословение” Теренса Дэвиса и снятый за скромный бюджет “Собор” Рики Д’Амброуз, “Тилл” Чинонье Чукву и “Вечная дочь” Джоанны Хогг. Все эти кинопродукты могли бы одним своим присутствием сделать процесс финального выбора академикам весьма сложным, а заодно напомнить, за что давали “Оскар” в XX веке.
Шокировало и отсутствие среди номинантов картины, чей коммерческий успех, зрелищность и интеллектуальность шли рука об руку - речь о работе Джордана Пила “Нет”. О ней мы писали. Но когда дошёл черед до нее, у академиков почему-то резко ухудшилось зрение. Поговаривают, что оптическая дисфункция (читай: пренебрежение) вызвана общей нелюбовью участников голосования к Пилу, скрепя сердце выдавших ему “Оскар” за лучший сценарий в 2018-м (“Прочь”). Продолжая тему Пила, как не вспомнить о назойливой американской политкорректной повестке? Среди фильмов-номинантов снова нет ни одной картины чернокожего режиссера, хотя за прошедший год вышло несколько достойных. Академия отметила пару чернокожих актеров за роли второго плана - Анджелу Бассетт и Брайана Генри. Но в главных номинациях - “Лучший актер” и “актриса” - по-прежнему только белые (с поправкой на Мишель Йео). Тоже с гендерным равенством - среди посягающих на лучшего режиссера ни одной режиссёрки, хотя их с сильными работами было предостаточно - см. упомянутое выше и ниже.
Хочется также вставить своё в связи с номинацией “Лучший фильм на иностранном языке”, где отсуствуют три не скажу что моих любимых, зато ярких, стоящих ленты. Имею в виду корейскую драму Пак Чхан-ука “Решение уйти”, копродукцию 6 европейских стран и Иордании “Убийца “Святой паук” (реж. Али Аббаси) и индийский бурлеск о борьбе с английскими колонизаторами “Рядом ревет революция” С.С. Раджамули. Последний, правда, отметили, запрятав с глаз долой в номинацию ... “Лучшая песня” - хэштег #внезапно.
Кого еще кинули академики в этом году? Пожалуйста! Списком по номинациям. “Лучшая роль второго плана”: Долли де Леон, сыгравшая уборщицу корабля Абигейл в “Треугольнике печали”. “Лучший актер”: Уилл Смит в “Освобождении” - а не фиг было Крису Року год назад пощечины раздавать - поставлен в угол. “Лучшая актриса”: Виола Дэвис за “Королеву-воина”. Там же упущена из виду прекрасная двойная роль великолепной Тильды Суинтон в “Вечной дочери”. “Лучший режиссёр”: Сара Полли (“Говорят женщины”). Достаточно?
Список номинантов на главную кинонаграду земного шара несколько успокаивает лишь двумя своими категориями. В шорт-листе “Лучший полнометражный мультфильм” как минимум два действительно выдающихся анимационных произведения - пронзительно-печальный гротескный “Пиноккио Гильермо дель Торо” и абсолютно неожиданный по форме “Марсель: ракушка в ботинках” Дина Флейшера-Кэмпа. Выросший из короткометражки того же режиссера 12-летней давности этот полный метр, снятый в жанре мокьюментари - история печали маленькой улитки. Марсель живет со своей бабушкой и мечтает воссоединиться с потерянной семьей. Режиссер снимает документалку о Марселе и, размещая её в YouTube, привлекает массовое внимание. И вот уже родственников малютки ищет весь человеческий мир.
12 марта пройдет 95-я церемония “Оскар”, которая скажет нам то, что мы знаем и без нее: индустрия, как и раньше, в кризисе не меньшем, чем сама академия. Она настолько же далека сегодня от арьергарда, происходящего в домене кино, как и от способности совершать смелые шаги, чтобы вновь, как в далекие 40-90-е годы прошлого века, быть впереди толпы и задавать тренды, а не следовать им. Кинокритики различных изданий в преддверии церемонии опубликовали массу статей, в которых с одной стороны недоумение по поводу получившегося листа претендентов на статуэтки, с другой - предложение своих кандидатов - не любимчиков, вытащенных из корзины по принципу “нравится-не-нравится”, а доказательно готовых к номинированию. И беда в том, что списки эти состоят не из одной-двух лент, а из более чем десятка.
Колумнист журнала The New Yorker, киноман со стажем Ричард Броуди считает, что списку отобранных в шорт-лист премии этого года можно дать обобщающее и передающее суть происходящего название "Страх и желание". По первому фильму Стэнли Кубрика. Поясняя свою мысль, он пишет: «Желание здесь в одиннадцати номинациях (больше, чем у кого-либо) картины “Всё везде и сразу”». Под страхом же журналист и критик видит новые ценности индустрии и то, куда она собирается шагать дальше. «То, что список номинантов обещает кинопроизводству в ближайшие годы, внушает страх», - резюмирует он.
Кстати о Кубрике. Легендарный и гениальный режиссер-новатор удостоился “Оскара” лишь единожды в жизни. И то это была награда за лучшие визуальные эффекты в картине “2001 год: Космическая одиссея”. Случилось это в 1969 году.