Слишком часто в последнее время в Казахстане стали произносить слово «ұят» – стыд. В уходящем году в стране произошло немало событий и явлений, на которые общество с презрением, негодованием и возмущением говорили слово «ұят». Esquire.kz решил собрать для своих читателей все самые запоминающиеся «постыдные моменты», которые произошли в стране.
ДЕЛО ЖИБЕК
Дело об изнасиловании Жибек Мусиновой. Мама девушки выложила в интернет видеообращение, где рассказала, что случилось с дочерью. Женщина опасалась, что преступники избегут наказание и поэтому решилась на такой поступок. Жибек Мусинову похитили ночью 14 августа. Четверо парней избили ее до потери сознания, насильно увезли в неизвестном направлении, а затем надругались. Жибек боролась до самого конца и смогла победить. Преступники понесли наказание и получили реальные сроки лишения свободы. СМИ Казахстана следили за ходом резонансного дела. Но не все казахстанцы поддержали девушку. Многие писали: «Сама виновата!», «О таком вообще лучше молчать», «Кто теперь тебя замуж возьмет?».
Другие девушки, которые подверглись сексуальному насилию, на примере Жибек Мусиновой решили рассказать свои истории общественности. И на них тоже пошла волна негодования и недоверия. Как рассказала Жибек, многие ее подруги подвергались сексуальному насилию, но опасаясь осуждения, никому ничего не рассказывали. Слово «ұят» помешало им бороться за свои права.
ПЕРЕВЕРНУТЫЕ КАЗАНЫ
Художник Асхат Ахмедьяров на Astana Art Fest выставил свою работу Әжеңнің көзі («Глаза твоей бабушки»). Это казаны, которые были скреплены между собой, как сфера. Они были похожи на огромные бусы. И понравились как детям, так и взрослым. Рядом с этим своеобразным ожерельем фотографировались, заходили в круг, прикасались к ним. Однако потом в социальной сети Facebook пользователь Айгуль Орынбек написала пост, в котором обвинила художника в кощунстве по отношению к такому сакральному предмету, как казан, и потребовала от акима Астаны «принять меры», чтобы эти «перевёрнутые Казаны» не стали посланцами беды на столицу. Более тысячи казахстанцев поддержали обращение. Было сделано 1300 перепостов. В комментариях люди писали даже угрозы и проклятия.
Источник фото
«Применение этой посуды в проекте художника показалось им вызовом. Как художник, я сторонник многообразного мира, и если применил данный предмет для преображения в нечто самостоятельное и обретающее новое звучание, то со временем, я верю, это станет достоянием культуры общества, а не предрассудков», - комментировал ситуацию Асхат Ахмедьяров.
ЛЮБОВЬ НА КРЫШЕ В АСТАНЕ
В августе в интернете прошлась волна негодования. В Астане днем на крыше многоэтажного дома молодая пара вступила в сексуальную близость. Их сняли на видео и выложили запись в социальные сети. Мнения казахстанцев разделились. Одни осуждали такое поведение, другие ругали очевидца, который снял происходящий «стыд» на видеокамеру и выложил в сеть. Третьи же отнеслись с пониманием: «Молодость, вот и все дела.»
«ПОЛУОБНАЖЕННЫЙ СНИМОК БЛОГГЕРА АСЕЛЬ БАЯНДАРОВОЙ»
Популярный пользователь Facebookа Асель Баяндарова выложила на своей странице снимок. На враче-косметологе было лишь нижнее белье. Под фотографией Асель написала пост, который назывался «Что можно делать казашкам». За сутки пост набрал более 12 тысяч лайков. Одни пользователи восхитились смелостью женщины, другие начали доказывать, что женщины себя так вести не должны, тем более казашки. Эта история получила небывалый резонанс – перепосты, лайки, комментарии продолжались несколько дней. В итоге об этом случае написали даже зарубежные таблоиды, которые акцентировали внимание на противостоянии казахских женщин архаичному обществу.
СКАНДАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА «ВЛЮБЛЕННЫЕ»
Ұятом большинство казахстанцев назвало скульптуру «Влюбленные». Девушка из композиции якобы изображена в слишком облегающем наряде, который подчеркивает то, что должно быть закрыто от людских глаз. Один из жителей столицы даже накрыл скульптуру платком.
«Это статуя любви. У нас символом любви является история Баянсулу и Козыкорпеша. Неужели так выглядят наши девушки? Неужели так будут нас воспринимать иностранцы, думать, что наших девушек не уважают?", - говорил мужчина, ставший звездой дневных ток-шоу.
ЗАЯВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЖЕНЩИН О ТОМ, ЧТО МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АРЫСТАНБЕК МУХАМЕДИУЛЫ ВЫМОГАЛ ДЕНЬГИ И СЕКСУАЛЬНО ДОМОГАЛСЯ ДО СТУДЕНТОК
9 октября, на Youtube появилось видеообращение девушки, которая представилась бывшей студенткой КазНАИ имени Жургенова Енлик Сыдыковой и обвинила Арыстанбека Мухамедиулы в домогательствах. В распространенном видеообращении Сыдыкова рассказала, что училась в КазНАИ с 2011 по 2015 годы по специальности «актриса музыкального театра». Она хотела поступить в вуз, однако опоздала на вступительные экзамены. Мухамедиулы тогда работал ректором вуза и во время встречи с Сыдыковой, по ее утверждениям, сначала предложил ей решить проблему за три тысячи долларов, а затем начал расспрашивать о том, с кем и где она живет.
«Потом сказал: «Ты пойдешь со мной в гости, будем пить вино, танцевать, общаться, веселиться»,— рассказывала девушка. Енлик отказалась от предложения экс-ректора и все же смогла поступить в академию. Она отметила, что ранее не сообщала о домогательстве со стороны экс-ректора из-за страха.
После этого заявления, еще три девушки заявили о домогательствах министра культуры и спорта.
Простые обозреватели осудили чиновника за такое поведение, полностью поверив заявлениям девушек. Однако не все поддержали их. В комментариях многие писали: «Сами виноваты, кто вам поверит, кто на вас посмотрит, постыдились бы так говорить».
ҰЯТОМ НАЗВАЛИ ТАНЕЦ ДЕВУШЕК, КОТОРЫЕ ТАНЦЕВАЛИ ПОД РЭП В КАЗАХСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
Видео танца появилось на популярном паблике dudoser в Instagram. Девушки в казахских национальных костюмах и саукеле танцуют под рэп. Судя по всему, главные героини ролика - из танцевального ансамбля и только вышли с мероприятия. За один час с момента появления в сети ролик просмотрели пять с половиной тысяч человек. Пользователи разошлись во мнениях. Одни назвали это «Ұятом»: не подобает казашкам так себя вести, другие сказали, что ничего в этом постыдного не видят.
ГРУППА NINETY ONE
Казахстанскую поп-групп основали в 2014 году. Первый сингл под названием «Айыптама» вышел 1 сентября 2015 года. В составе участников музыкального коллектива: 'ALEM' Батырхан Маликов, 'ZaQ' Дулат Мухаметкалиев, 'A.Z' Азамат Зенкаев, 'BALA' Данияр Кулумшин, 'ACE' Азамат Ашмакын.
Осенью концерты популярной молодежной группы были отменены в Актобе, Караганде и Жезказгане из-за давления неких активистов.
Например, в Жезказгане концерт должен был пройти в Доме дружбы и культуры народов, но более 350 человек написали письмо в городской акимат с требованием запретить концерт. Авторы письма утверждали, что образ участников бойз-бэнда оказывает негативное влияние на воспитание молодежи.
В Караганде письмо написала группа «молодых людей из Октябрьского района». Просьба была отменить концерт группы, который был запланирован 18 октября в цирке. По словам общественников, поп-группа оказывает негативное влияние на казахскую культуру.
«Они одеваются как девушки, в их ушах серьги, они красят волосы, вызывающе ведут себя. Они показывают дурной пример молодежи.»
И тут мнения разделились. Поклонников и ненавистников у скандальной группы хватает.
УЕХАВШИЕ ЗА ГРАНИЦУ
За последний год практически на каждом информационном и развлекательном портале публиковались истории о жизни казахстанцев, которые переезжают в другие страны в поисках лучшей жизни. Многие из «оставшихся» с негативом относятся к подобным статьям. Один из героев – уехавший в Америку алматинец, известный в Facebook как Temir Khan. 22 июня Тимур на своей странице написал пост о том, почему он уехал в США. Молодой человек перечислил все тяготы, которые перенес в Казахстане. Конец своего сообщения он завершил следующими словами:
«Совет тем, кто ещё студент и учится в Казахстане - стройте свою жизнь и своё будущее. Никому вы не нужны, кроме своих родителей, а нужны ли вы государству, спросите у родителей об их пенсионных фондах, и сделайте выводы. Пока не поздно, отбросьте все сомнения и стройте свою жизнь там, где вы сможете построить себе безбедную жизнь. Вот мой вам совет.»
Пост алматинца вызвал бурю негодования в социальных сетях. Люди назвали его чуть ли не предателем Родины.
«Не плюй в колодец, из которого пил и возможно пить придется», «Стыдно, что ты казах», - писали комментаторы.
ФЛАГ КАЗАХСТАНА НА ГЕЙ-ПАРАДЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ
В июне шквал негодования обрушился на казахстанку Данару Кульжанову. Девушка приняла участие в нью-йоркском гей-параде. Данара в первых рядах участников несла флаг Казахстана. Соотечественники не поняли ее поступка, осудили и назвали бесстыжей. По словам Данары, неся флаг, она хотела выразить соболезнование семьям погибших в результате стрельбы в гей-клубе Орландо, которая произошла в июне. Ну а слова о «стране Бората», также вызвавшие негодование казахстанцев, попросту вырвали из контекста неудачной шутки.
СПЕКТАКЛЬ ҰЯТ
Первым спектаклем 16-го театрального сезона алматинского театра АРТиШОК стал «Уят» по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит.
Пьесу «Уят» поставила основатель и бывший директор алматинского театра АРТиШОК Галина Пьянова, приехавшая для работы над спектаклем из Новосибирска. В основе пьесы лежит книга «Коктейль Молотова» группы казахстанских политологов под руководством Досыма Сатпаева и исследование Фонда Фридриха Эберта о казахстанской молодежи. В спектакле показаны жизнь и нравы городских и аульных жителей.
ЖЕСТОКОЕ ИЗБИЕНИЕ БАЯН ЕСЕНТАЕВОЙ
В июне известный музыкальный продюсер и актриса Баян Есентаева была госпитализирована в больницу Алматинской области с ножевыми ранениями. Как оказалось, народную любимицу избил супруг. Казахстанцы внимательно следили за подробностями этого дела. СМИ превращали в новость любой опубликованный пост Есентаевой в Instagram. Избиение, судебные разбирательства, первые интервью продюсера после реабилитации поделили общество на два лагеря. Одни поддерживают и сочувствуют Баян, как женщине и матери. Другие – осуждают. Многие пользователи писали на официальных страницах звезды, что она сама виновата и довела мужа до такого состояния, а некоторые женщины стыдили.
ВВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ ҰЯТ В ЗАКОН
Любым новостям и событиям казахстанцы присуждают или не присуждают клеймо «ұят». В сентябре юрист Жангельды Сулейманов на своей странице в Facebookпредложил ввести понятие Уят в закон. По словам юриста, слово ұят стало так часто употребляться, что его можно смело вводить в закон как понятие «моральный вред». Ведь в законе есть право возмещения морального вреда, почему бы не признать что-то «ұятом».
«Дело в том, что сегодняшний закон не позволяет многие поступки признать незаконными, либо наказание ничтожно за определенные проступки. А если ввести понятие Уят в закон, то можно будет для начала просто просить суд признать что-либо уятом. И тогда наше общество сможет легко различать где уят, а где не уят. А то иногда и не поймешь где уят, а где неуят.»
ИТОГО
Что для казахстанцев считается постыдным? Это остается загадкой. На примере событий, которые были приведены выше, стыд у людей может вызывать все, что угодно. Беда, боль, унижение, падение, успех, творчество, красота.
Автор Амина Смакова
Автор Амина Смакова