«На ярком солнце»
Филипп Гринлиф — баловень судьбы, прожигающий жизнь на отцовские миллионы. У него есть все, о чем только можно мечтать: роскошная яхта, возможность обедать в самых дорогих ресторанах Европы, привлекательная девушка рядом. Беспечность Филиппа привлекает внимание бедняка Рипли. Авантюрист входит к Гринлифу в доверие, чтобы убить богача и занять его место.
«На ярком солнце» — первая экранизация культового литературного цикла Патриции Хайсмит о талантливом мистере Рипли. Роль расчетливого убийцы в версии Рене Клемана исполнил молодой Ален Делон, на тот момент никому неизвестный. И это было стопроцентное попадание в образ. Делону с его дьявольским обаянием оказалось достаточно просто находиться в кадре, чтобы создать одного из лучших антагонистов мирового кино.
«Рокко и его братья»
Вдова с четырьмя взрослыми сыновьями покидает бедную провинцию и переезжает в Милан, где живет ее старший сын Винченцо. Приезжие селятся в тесной квартирке и, нуждаясь в деньгах, хватаются за любую возможность заработать. Благодаря Винченцо его братья Симоне и Рокко начинают заниматься боксом на профессиональном уровне, делая заметные успехи. Все меняется, когда они оба влюбляются в девушку Надю, живущую по соседству.
«Рокко и его братья» — фильм, закрепивший за Делоном статус новой кинозвезды Европы. Если в «На ярком солнце» Клемана он воплотил образ психопата-убийцы, то у Лукино Висконти, напротив, сыграл насквозь положительного персонажа, отсылающего то ли к Мышкину из «Идиота», то ли к Иисусу Христу. В трехчасовой черно-белой драме сердцеед с модельной внешностью раскрылся как сильный драматический актер, уместный не только на обложках журналов, но и в кино о простых работягах.
«Черный тюльпан»
Нечистых на руку богачей охватывает паника. Им не дает покоя таинственный разбойник в маске, чьим символом стал черный тюльпан. Этот неуловимый мститель — бесстрашный мастер верховой езды и фехтования. Дворянин Жульен, напротив, беспечен, труслив и наивен — его, кажется, невозможно представить рядом с таким героем. Но кое-что этих двоих все же связывает.
Триумф «На ярком солнце» и «Рокко» был закреплен костюмной драмой «Леопард» и экзистенциальным «Затмением» Антониони. В 1964 году самый востребованный актер Франции 1960-х раскрылся еще и как потрясающий комедийный исполнитель. Делон, прославившийся благодаря фестивальному кино, вдруг решил повалять дурака в приключенческой комедии «Черный тюльпан», рассчитанной на широкую аудиторию. И вновь преуспел, покорив еще один популярный жанр. 10 лет спустя, уже на излете славы, Делон сыграет аналогичного борца за справедливость в «Зорро».
«Самурай»
Жеф Костелло — хладнокровный наемник, которого считают лучшим в профессии. Во время выполнения очередного задания его случайно замечает пианистка из ночного клуба. Полиция начинает охоту, но Кастелло спасает отлично подготовленное алиби. Тем не менее заказчики решают избавиться от киллера, знающего слишком много.
Главным же режиссером для Алена Делона стал Жан-Пьер Мельвиль. В 1967 вышел «Самурай», который многие небезосновательно считают вершиной в карьере знаменитого актера. Его меланхоличный киллер, словно тень рассекающий по серым улицам Парижа, лишен эмоций и произносит от силы несколько фраз. Как и в случае с триллером «На ярком солнце», Делону хватает одного лишь ледяного взгляда, чтобы навсегда закрепиться в статусе иконы французского кино. «Самурай» окажет колоссальное влияние на американский кинематограф и, в частности, найдет отражение в «Псе-призраке» Джармуша, «Драйве» Рефна и «Убийце» Финчера.
«Красный круг»
Накануне освобождения преступник Коре получает от охранника наводку на ювелирный магазин. Направляясь из Марселя в Париж, он подбирает беглого заключенного. Объединившись, они решают провернуть ограбление, однако опытный комиссар уже идет по их следу.
«Красный круг» — второй великий фильм тандема Делон-Мельвиль, выпущенный в 1970 году. Подобно «Самураю», кинокартина вычищена от лишней болтовни и в ней практически нет экшена. Основной акцент делается не столько на сюжет, который незамысловат, а на тягучую атмосферу в духе нуаров. При этом оторваться от этого гипнотического 2,5-часового фильма, вопреки его минималистичности, решительно невозможно. Кроме прочего, «Красный круг» известен эффектной сценой ограбления, длящейся 25 минуты и снятой без единого диалога.
«Двое в городе»
Когда-то Джино Страблиджи грабил банки и инкассаторские машины. Но однажды удача отвернулась от бандита и он угодил за решетку на 20 лет. Благодаря хорошему поведению Джино выходит на свободу вдвое раньше срока и полон решимости начать с чистого листа. Но судьба сталкивает его с бывшими сообщниками, с которыми он вел дела. Кроме того, за Джино пристально следит инспектор, намеренный любой ценой вернуть экс-преступника в тюрьму.
В 70-е карьера Делона, как считается, пошла на спад. После «Полицейского» — третьего и последнего совместного фильма с Мельвилем — актер на два десятилетия застрял в амплуа угрюмого флика, снимаясь в криминальных лентах, сделанных как под копирку. Но иногда Делон все же выходил из зоны комфорта и выдавал, без преувеличения, выдающиеся роли. Так, в 1973 году он поделил экран с Жаном Габеном, сыграв в злободневной для Франции драме «Двое в городе» на тему смертной казни. На выходе получилось пронзительное кино с невероятными актерскими работами двух легенд экрана.
«Месье Кляйн»
Париж, 1942 год. Робер Кляйн купается в роскоши, за бесценок приобретая у евреев произведения искусства и мебель. Комфортной жизни мужчины наступает конец, когда ему по ошибке присылают еврейскую газету, предназначавшуюся человеку с точно таким же именем.
«Месье Кляйн» — наиболее мрачная работа в карьере Алена Делона и, вероятно, его последний выдающийся фильм. Картина Джозефа Лоузи пронизана абсурдизмом Кафки и вместе с тем затрагивает столь острые темы, как Холокост и коллаборационизм во Франции времен немецкой оккупации. В 80-е годы карьера Делона окончательно подошла к закату, тогда как под занавес XX века, ввиду плохого здоровья, актер пропал с радаров окончательно.
Источник изображений: Кинопоиск