Венецианский кинофестиваль завершился, и настало время подводить его итоги. Рассказываем о самых запоминающихся работах, представленных на биеннале.
"Банши Инишерина"
Пятерку фильмов открывает новый проект Мартина Макдонаха под названием "Банши Инишерина" (2022). Известный широкому зрителю по фильму "Три Билборда на границе Эббинга, Миссури" (2018), Макдонах является по совместительству сценаристом и режиссёром проекта. Как и в предыдущем фильме, Макдонах собрал звездный состав, состоящий как и из титанов Голливуда в виде Колина Фаррелла, так и восходящих звёзд, как, например, Барри Кеоган.
"Банши Инишерина" соединяет элементы абсурдной комедии и драмы, рассказывая историю дружбы двух жителей ирландской деревни XIX века. Так, Колм, сыгранный Бренданом Глисаном, является музыкальным композитором, пока его лучший друг Падраик, сыгранный Колином Фарреллом, работает обычным пастухом. В один день Колм понимает, что бесконечные разговоры с Падраиком ни о чем начинают его утомлять и никак не помогают ему с написанием новой композиции, в честь которой и назван фильм. Так, на первых минутах фильма Колм говорит Падраику, что их дружба закончена. Весь оставшийся фильм Падраик пытается понять, как вернуть друга и переходит от ревности к пьяному дебошу, а после - к смирению.
За оболочкой такого абсурдного конфликта скрывается более глубокий вопрос: "Что важнее — быть хорошим человеком или оставить миру что-то после себя?". В течение фильма автор предоставляет разные ответы на этот вопрос, показывая важность каждого из подходов. Так, Падраик, будучи местным простаком, верит, что "быть добрым лучше, чем быть недобрым". На это Колм отсылается к Моцарту и его вкладу в мировое искусство. Как Макдонах отвечает на этот вопрос, зрители смогут узнать уже 21 октября в кинотеатрах.
"Аргентина, 1985"
Второй проект в списке — фильм аргентинского режиссера Сантьяго Митре. Режиссёр мало известен международному зрителю, однако ситуация может поменяться после выхода фильма "Аргентина, 1985" (2022).
Картина основана на реальных событиях и рассказывает о судебном процессе над военными генералами, арестованными во время государственного переворота. История фокусируется на прокурорах Хулио Штрассере и Луисе Морено Окампо, сыгранных Рикардо Дарином и Питером Ланзани, которые осмелились выступить против бывших военных чиновников в ещё не устоявшейся демократии. Исход этого дела фактически должен определить дальнейшее направление страны, ведь если бывших генералов отпустят из-под стражи, то это будет означать, что система осталась прежней, а зло не будет наказано.
Так, в течение фильма прокуроры собирают доказательства военных преступлений, совершенных по приказу генералов. Несмотря на непрерывные угрозы расправы, свидетели и прокуроры продолжают работать ради правого дела.
По духу фильм напоминает и "В центре внимания" (2015), и "Суд над Чикагской семеркой" (2020). Основное отличие, однако, в том, что этот фильм не американский и не про Америку и их проблемы. От этого фильм только выигрывает, ведь идея борьбы с диктатурой и справедливого суда может откликнуться у людей по всему миру. Узнать, как закончился судебный процесс и какую роль он сыграл в истории Аргентины, зрители смогут уже 21 октября на платформе Amazon Prime.
"Афина"
Третий фильм, который стоит упомянуть, — возможно, самый неоднозначный фильм фестиваля. Работа Ромена Гавраса под названием "Афина" (2022) вызвала споры среди зрителей. Одни критиковали излишнюю жестокость, пока другие хвалили напряженный сюжет.
Хоть мнения о фильме отличаются практически по всем аспектам, зрители сходятся в одном — в невероятной операторской работе Матиаса Букара. Так, фильм открывается 12-минутной сценой ограбления полицейского участка, снятого одним непрерывным кадром. В отличие от других фильмов, использующих похожий приём, "Афина" умудряется создать точно спланированный балет из взрывов, выстрелов, убийств и погонь.
"Афина", являясь этаким боевиком со смыслом, рассказывает историю массовых протестов во Франции, вызванных утечкой видео, где полицейские убивают иммигранта на улице. Главные герои фильма — это братья того самого иммигранта, решающие отомстить за его смерть путём массовых беспорядков. Так, после успешной кражи оружия из полицейского участка группа молодых протестующих строит неприступный форт на территории одного из иммигрантских районов. В этом форте и происходят все основные столкновения между протестующими и полицейскими.
Работа Гавраса берет на себя много рисков. Картина поднимает темы религии, расизма, классового неравенства и увеличивающегося влияния радикальных правых групп. "Афина" является самой маскулинной работой, представленной на фестивале. Персонажи убивают друг друга голыми руками, издавая крики, напоминающие животный вопль. В это же время музыкальное сопровождение будто пытается заглушить крик, создавая давящую на уши атмосферу. Такое количество неоднозначных топиков и стилистических решений и привело к дебатам вокруг фильма среди зрителей и критиков. Посмотреть фильм "Афина" и составить собственное мнение можно будет на Нетфликсе уже 23 сентября.
"Бардо"
Следующий проект, который стоит обсудить — новая работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту под названием "Бардо" (2022). В лучших традициях авторских фильмов "Бардо" — это кино о кино, где режиссёр рассуждает о самом себе.
Фильм рассказывает историю мексиканского режиссера-документалиста, переехавшего с семьей в Америку. В течение фильма главный герой, сыгранный Даниэль Хименес Качо, готовится к получению премии за свои заслуги в журналистике. Во время подготовки он приезжает в Мексику, где встречается со старыми коллегами и дальними родственниками. Персонаж Качо переосмысляет роль, которую он играет в обществе, являясь не только успешным режиссёром, но также и иммигрантом из Мексики.
"Бардо" — это фильм о самокопании творца. Иньярриту, понимая, что он является не первым режиссёром, снимающим о себе, отсылается к другим мастерам, создававшим похожие проекты. Так, открывающая сцена "Бардо" дублирует первую сцену самого известного фильма Федерико Феллини — "Восемь с половиной" (1963). Помимо Феллини, Иньярриту отсылается к фильму Ингмара Бергмана "Земляничная Поляна" (1957), когда показывает галлюцинации главного героя, происходящие в пустынных улицах города, проживая моменты своей жизни.
В своей сути "Бардо" — это фильм-паззл, который не имеет никакого смысла, пока его не досмотреть до самого конца. И даже после этого "Бардо" следует пересматривать и разбирать, чтобы понять все социальные, политические и личные темы, которые поднимает Иньярриту. Посмотреть "Бардо" можно будет на Нетфликсе уже 16 декабря.
"Кит"
О фильме "Кит" режиссера Даррена Аранофски говорили ещё задолго до премьеры. И теперь, после просмотра фильма, можно сказать, что все ожидания зрителей оправдались и не один раз. Из зала люди выходили с заплаканными глазами, а Брендона Фрейзера, исполняющего главную роль в фильме, провожали 6-минутными овациями.
Фильм рассказывает о неделе из жизни Чарли, профессора литературы, который после потери близкого человека впал в депрессию. Эта депрессия впоследствии привела к аномальному ожирению, из-за которого Чарли не может самостоятельно встать с постели или сходить в туалет. Вся его жизнь проходит в одной маленькой съемной квартире.
Из членов семьи у Чарли осталась только дочка Элли, сыгранная Сэди Синк. Несмотря на судебный запрет видеться, Чарли звонит Элли и предлагает ей встретиться. Элли, будучи озлобленной на отца, отказывается продолжать общение с ним. Чтобы вернуть расположение дочери, Чарли предлагает ей плату за встречи и помощь с написанием эссе для школы. Так, в течение фильма зритель наблюдает за развитием отношений отца и дочери. Однако не стоит забывать, что это Аранофски, а значит, ожидать клишированной семейной истории здесь не стоит. Вместо этого нужно быть готовым к рассуждениям о роли религиозных институтов, переосмыслении книги "Моби Дик" и душераздирающему рассказу о сломленной личности, пытающейся исправить ошибки прошлого. Фильм "Кит" можно будет увидеть в кино уже 9 декабря.
_______________________
Автор: Oraz Kereibayev