Не существует! Стендап есть стендап. Мы поговорили про гендерные стереотипы, комедию (и трагикомедию), маркетинговые ходы и налог на розовое с комикессами Казахстана.
Зарина Байболова
Организаторам, кто отсматривает материал, не важно – комик или комикесса. А вот отношение зрителей… Особенно мужчины могут сидеть с таким лицом «Нуу, давайте-ка посмотрим, что она там расскажет», а могут в телефон уйти, или в туалет, или покурить им пора. Девчонкам на сцене поначалу сложнее: будто бы нужно доказать, что тебя вообще можно послушать, что ты тоже смешная. Хотя с технической точки зрения девушки обычно более подготовленные; видно, что у нее расписан материал, что она прям репетировала, она заряжена. Пацаны более расслабленные.
Самая классная аудитория – это мамочки. «Мамочки двоих ангелочков» в Интернете – главные хейтеры, а в зале они шикарная публика. Они оставляют где-то детей и приходят оторваться. У них в глазах написано: «Так, мы готовы смеяться, у нас есть два часа, пока ребенок спит. Давай, пожалуйста, проведем это время классно!»
Моя основная линия в стендапе – отношения с родителями, там много и смеха, и боли одновременно. Также я рассказываю про казахские традиции и устои. Феминистские темы сейчас хорошо заходят. И я рада, что женщинам откликаются эти монологи. Они как бы смеются, но что-то и для себя понимают. Девушки в стендапе вообще часто поднимают важные темы. Думаю, что дальше это будет очень социально значимо.
Не люблю формулировку «женский стендап». Никто же не говорит «мужской стендап»? Стендап – это стендап! У него нет рода, как и нет «женского юмора» или «женского счастья».
Анастасия Скорик
Девчонок в стендапе меньше, и сильно меньше. Многие комикессы – мамы, им сложно каждый вечер выбираться на выступления, сложно совмещать комедию с семьей и материнством, поэтому стендап чаще остается хобби. Но! Все женщины в комедии смешные. Веду женские открытые микрофоны, и там всегда потрясающе. Во-первых, женщины ответственные. Во-вторых, есть ощущение, что девчонки честнее в сценическом плане.
Однако 50% негативных комментариев в сети – про «женский стендап», «женский юмор», «женщина попыталась пошутить». Меня триггерит! «Женский стендап» – это бред. Это не название феномена, это просто название передачи в России и хороший маркетинговый ход.
Недавно была ситуация: организаторы хотели женский стендап – мы собрали полностью женский состав, им все понравилось. Потом они еще подумали и подготовили афиши «Не только женский стендап». Это кошмар! Как будто есть люди, которые подумают: «Ааа, не только женский. Ну тогда бронирую».
Дарига Билилова
Стендап-комик – он что делает? Он шутит. А шутка – это пассивная агрессия. Главная задача шутки – разрушение чего-либо: ожиданий, убеждений, стереотипов. А кто у нас агрессивен? Это мужчина. Женщина не должна быть агрессивной, женщина же ангел, она не может испытывать эмоции, которые испытывают другие люди (у нас ведь женщин не считают полноценными людьми). Мне кажется, из-за этого люди считают, что шутка – дело мужчин.
Я не называю себя комикессой. Хотя как звучит слово мне нравится. И не поддерживаю женский стендап сам по себе. Безусловно, это коммерчески прибыльный бизнес, это как налог на розовое. Женский стендап будто бы отделение от всего стендапа.
Анна Бекишева
Я слышала не раз, что женщины несмешные. Это не так. Но смешных женщин в комедии действительно меньше, чем мужчин, потому что не так много женщин вообще выступает.
Еще есть такой момент, что женщины сильно сфокусированы на своей внешности. Мне кажется, некоторые девушки-комики подсознательно не хотят казаться некрасивыми, поэтому выступают без каких-то ярких отыгрышей, больше с текстовыми шутками. Я стремлюсь к тому, чтобы на сцене быть больше комиком, чем красивой девушкой, но все равно встречаюсь с сексизмом. Например, мне как-то выкрикнули из зала: «Фу, ты же девушка!» С другой стороны, мне нравится быть привлекательной женщиной, и я не могу это полностью отключить на сцене.
Были моменты, когда я думала, что занимаюсь пустым делом. Моя вторая деятельность – психология, и там я могу помогать людям на более глубинном уровне. А дать человеку возможность посмеяться в течение часа как-то глупо. Но потом поняла, что стендап – это смехотерапия. Люди сбрасывают свое напряжение и заряжаются. А еще это расширяет рамки дозволенного внутри людей. Например, я говорю со сцены про секс. У многих девушек, особенно в Казахстане, эта тема пристыжена, но они слышат, что говорить об этом можно громко и свободно, даже шутить и смеяться.
Махаббат Сарсимбаева
Я выбираю всегда какие-то больные темы, о которых боялась рассказать. Меня зовут Махаббат, в переводе с казахского это «любовь», но у меня за 26 лет ни разу не было отношений. Я очень долгое время комплексовала на тему девственности, думала, что я одна такая. Но когда стала говорить об этом со сцены, нашлось много людей, которые переживают из-за давления общества, будто с ними что-то не так.
Я поднимаю темы, которые болят, люди чувствуют эту эмоцию, поддерживают, благодаря химии с залом мне становится легче, и я отпускаю. Психотерапия! Комики – просто бедные люди, которые не могут на психолога набрать денег.
Дарья Тузовская
Самая благодарная публика – именно на женском стендапе. Девочек в целом в комедии меньше, и это всегда воспринимается как будто бы «о, прикольно». Самая сложная публика – хеклеры, которые из зала выкрикивают. Особенно пьяные мужчины. Ты сидел, долго придумывал шутку, а они сейчас выпили пива и думают, что пошутят лучше. Выкрикивают посреди мысли – и ты не успеваешь, и выкрик был зря, и твоя шутка уже не заходит, и все скомкано, смазано.
Я по образованию врач-венеролог – и это всегда смешно, можно кучу историй вспомнить, нескончаемый поток. В Казахстане я работаю тренером по косметике, так моя должность называется, тоже поле непаханое. Еще у меня почки одной нет – люблю про это поговорить. Бывает, что после выступления девочки подходят или пишут в Instagram: «Так круто, я бы тоже так хотела, но боюсь». Думаю, будут смелеть и приходить. А женский стендап будет усиливать и разрастаться.
Елизавета Маликова
Я начала заниматься комедией 2,5 года назад в Петербурге. Мне было очень плохо летом в пандемию 2020 года, и я подумала, что если расскажу об этом другим людям, то мне полегчает. Мне полегчало, я этим начала заниматься. Но стендап не основная профессия, я работаю в айти-компании тестировщиком, потому что люблю деньги и технологии.
Мне кажется, уже стирается грань между мужским и женским стендапом.
Сейчас не говорят «Она единственная известная комикесса из Казахстана», уже могут назвать несколько. Так же, как и парней. Естественно, что между нами есть и будет разница. Мне попадаются комментарии, что женский юмор до сих пор не оправдал надежд. Но ничего страшного, это выбор, не мешайте другим смотреть женский юмор.
Галия Апсенбетова
Вот тебе 30 лет, а ты стоишь на сцене шутки шутишь – это то, что я слышу от своей семьи и принимаю близко к сердцу. Это главный хейт, остальное я не воспринимаю.
Я была руководителем завода по производству маринадов и соков – для меня нет понятия «мужской» профессии. Я думаю, что скоро приставка «женский» от стендапа уйдет. Самая стабильная платежеспособная группа населения, которая занимается культурными развлечениями, – женщины. Они вкладываются в досуг, ищут что-то новое, ходят в театр, занимаются танцами, рукоделием, готовы пойти на стендап вместо привычной кафешки.
Я очень рада, что сейчас женщины могут свободно говорить на свои темы, женщины могут слушать, не боятся смеяться, когда говорят про месячные, хлопать, когда говорят про девственность. Женщины – любимая публика. Женщинам в комедии есть куда расти и для кого работать.
Мадина Байболова
Девушке в «мужской» профессии достаются и плюсы, и минусы. Главный плюс – это уникальное торговое предложение: девочка-комик, комикесса – это уже выделяет. Пожалуй, это единственный плюс. Остальное задевает твое эго. Неправильно и несправедливо считать, что если ты девочка, значит, автоматически хуже шутишь. Шутки девушек воспринимают намного острее. Парням больше прощают. Плюс среди парней больше солидарности друг к другу. Я бы не сказала, что девочки друг друга не поддерживают, но парни поддерживают больше.
Моя любимая тема – комплексы. Очень личные, болезненные на 10 из 10, психологические темы нужно оставлять на сольник, из таких тем получаются лучшие блоки. Если тема основана на твоей боли, если она тебя эмоционально заводит, то и подача будет живая. Ты будешь выходить на сцену не пошутить, а высказаться. Но очень важно сначала боль в себе пережить; тебе не должно быть больше больно, чем смешно, иначе напряжение сразу передается в зал. У меня есть темы, на которые еще нет сил наступить – когда открываешь документ, а у тебя пальцы не печатают, ком в горле.
Я думаю, что женский стендап в ближайшее время будет развиваться быстрее мужского. Дело не в феминизме – времена меняются, меняются шаблоны. Мы стали больше говорить про институт брака и детей. О домашнем насилии, об отношениях с родственниками мужа, о родах – это то, о чем раньше у нас не говорили вовсе. Это благодатная почва. У женщин просто больше наболевших тем. Девчонки, не отстаем, выступаем, не расслабляемся, нам есть куда расти!
Фотограф Аружан Айтенова (@aru_aiten), Айнур Тотаева (@ainur.totayeva)
Стилист Жания Иманбаева (@perlamutrovayapen), Надежда Храброва (@hungry.for.fashion)
Одежда @capparel.21est.kz @redcrowshowroom_astana
Украшения @togas_vintage
Беседовала Александра Попова