Чем "дальше" новый от родного, тем быстрее эффект от изучения.
Международный коллектив исследователей обнаружил, что выбор иностранного языка оказывает разное воздействие на когнитивные способности человека в зависимости от степени сходства этого языка с родным. Языки, значительно отличающиеся от родного, больше и быстрее стимулируют работу мозга в начале изучения, в то время как близкие к родному языки оказывают отложенный эффект и помогают улучшить работу мозга при более высоком уровне владения иностранным языком, т.е. спустя время.
Исследование, результаты которого опубликованы в журнале Bilingualism: Language and Cognition, раскрывает важность влияния иностранных языков на формирование когнитивного резерва человека — способности мозга противостоять возрастным изменениям и поддерживать оптимальный уровень работы. Ученые провели анализ воздействия лингвистической дистанции, то есть различия между родным и иностранным языками, на развитие когнитивных функций у людей старше 60 лет.
Лингвистическую дистанцию можно определить на этом сайте. Например, русскоязычному будет сложнее даваться турецкий, чем человеку, чем первый язык казахский. А вот с английским дела обстоят наоборот.
Близкие к родному языки более легко осваиваются, но требуют постоянного контроля и переключения между языками, что способствует тренировке системы когнитивного контроля. "Далекие" языки поддерживать труднее, поэтому нужна регулярная практика, как при занятиях спортом.
Изучение иностранных языков, особенно тех, которые значительно отличаются от родного, имеет значительный потенциал для формирования когнитивного резерва и поддержания здоровья мозга на протяжении всей жизни.
Источник