Учительская. #Хурижабль2

A
adminPMG Автор
16 июля 2017

Учитель рисования Юлия Яковлева в своей колонке поднимает вопросы образования, в этой она продолжает рассказывать про новый предмет, объединивший изобразительное рисование и труды.

  «Нация, которая научит рисовать детей так же как читать и писать

- превзойдет других в науке, искусстве и ремесле».

Дени Дидро

  #Хурижабль2Разберем подробнее: программу для 5-9 классов нового предмета, объединившего труд и рисование. Нам предлагают, как там выражаются пять сквозных образовательных линий: 1) Визуальное искусство; 2) Декоративно-прикладное творчество. Эти два пункта предмет « Изобразительное искусство» - с пейзажем, портретом, натюрмортом, видами и стилями изобразительного искусства. К первым двум пунктам у меня нет вопросов, пока я не видела учебников и методических пособий. 3) Дизайн и технология 5 класс: мальчики (столярное и слесарное оборудование теория и практика стр.19), девочки (швейное оборудование теория и практика стр.35,). Что касается непосредственно дизайна и проектирования, так это я только в 8-9 классе наблюдаю в виде создания проектных чертежей. 4) Культура дома 6 класс: у мальчиков (электросхемы и оборудование, ремонтные работы, правила поведения за столом). Вот из всего выше перечисленного меня коробит больше всего - раздел в каждом классе, который они отнесли к культуре дома: 5 класс: мальчики (весенние работы в растениеводстве – изучение плодоовощных культур и выполнение весенних работ инструментами и материалами) стр.21; девочки 5 класс (весенние работы в растениеводстве, личная гигиена и уход за собой - тип кожи, волос и применение средств по уходу за собой). Не надо забывать, что рядом были темы натюрморт и пейзаж в изобразительном искусстве. У ребенка что в голове от этого будет – искусство с трактором, волосами, кожей и граблями? 5) Культура питания Тут понятно, для всех классов независимо от пола составление меню, гигиена и приготовление пищи у девочек. Где искусство и где еда? Я лично никакой связи с искусством не наблюдаю. Пункт 3,4,5 – никакого отношения к искусству и духовному воспитанию не имеют. Я вернулась в школу, для того чтобы заниматься духовным воспитанием детей через искусство, возвращаться в рекламу мне не хочется, чем дольше я там работала, тем больше понимала, что система общества потребления разрушает человеческую душу, я пошла в школу, чтобы воспитывать новое поколение, которое не будет разрушать природу и уничтожать друг друга. Но теперь я сомневаюсь, заинтересовано ли наше государство в воспитании настоящего человека и гражданина? Судя по новой программе никак не заинтересовано. Главная цель изобразительного искусства в школе – духовное, нравственное воспитание и формирование мировоззрения, системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека. Именно это закладывает отношение человека к окружающей действительности и самому себе, основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Какова позиция «Я» – таково и восприятие мира.

Тщательно изучив учебник 1 класса по «Художественному труду» я пришла к выводу, что он формирует искаженное мировосприятие и мировоззрение. Начинается учебник с темы «Я. Все обо мне». Назревает здоровый вопрос: я – это центр вселенной? В этой главе рассматривается тема портрета и автопортрета, в ней обсуждается исключительно физическая форма. Никакой речи об эмоциях и человеческих чувствах. Как ребенок научится сочувствовать и сопереживать, если он не будет изучать выражения лиц, что они означают, что человек чувствует. Во всем учебнике я нашла только одну строчку о чувствах на 50-й странице: «Чем заняты члены семьи, какое у них выражение лиц, какое настроение?» Одна строчка на весь учебник! Если у нас считается хорошей традицией уважение к пожилым людям, думаю, стоит поговорить о морщинах, как о запечатлевшихся чувствах, о прожитой человеком жизни, его характере и наших предположениях – ведь мимические морщины могут рассказать о многом. В разделе «Мир вокруг нас» опять ни слова о чувствах, настроении - ни в теме «Пейзаж», ни в теме «Цвет вокруг тебя». Все изложено с позиции сухого факта существования. Ни слова о любви к природе, к животным, к людям. А ведь это главная задача – научить видеть мир и любить! Если ребенок не научится любить то, что его окружает, и тех, кто его окружает – он и родину свою любить не научится и свои способности не раскроет. Тема «Путешествия» хороша, но сомнительна – есть дети ни разу не покидавшие свой родной аул. Следующий раздел «Еда и напитки в твоей жизни» с рассуждениями о их полезности и вреде. А я прежде всего бы сказала, что человек должен делиться пищей с голодным, это делают даже муравьи как социальные существа при помощи трофиллаксиса, отрыгивания пищи голодающему. Следует сказать и о том, что не надо покупать пищи слишком много, чтобы она не пропадала, о том, что некоторые люди уничтожают продукты при перепроизводстве, чтобы цена на них не падала, невзирая на то, что кто-то голодает. Я бы поговорила о дискуссионных вещах, например, ГМО, и упомянула о том, что зафиксирована смерть аллергика, страдавшего аллергией на рыбу, который съел ГМО помидор. О том, что нельзя кормить животных гормонами роста – это разрушает гормональную систему человека, и вызывает ожирение у людей, употребляющих в пищу мясо таких животных. О химических удобрениях, вызывающих разрушение организма, о вредных полуфабрикатах и усилителях вкуса, о консервантах, о вредной бытовой химии. О том, что каждый человек должен думать: не причиняет ли он своей деятельностью вреда ближнему и природе, не убивает ли продукт его труда окружающий мир ради коммерческой выгоды. О том что, если мы хотим сохранить человечество и родную планету нельзя поступать так, как эти плохие люди. А нам рекомендовано в этом разделе говорить об здоровом питании овощами, фруктами и молочкой. И это опять опускает нас в сугубо физиологическое восприятие мира – все для желудка и тела. В сквозной теме «Здоровом теле – здоровый дух» бедные дети должны изобразить фигуру человека в движении, не изучив предварительно даже пропорции тела, скелет и мышцы. Фигура человека в движении технически одна из самых сложных тем в изобразительном искусстве, а мы требуем результат от шестилетнего ребенка, которому даже не объяснили азы. И так повсеместно от раздела к разделу составители учебных программ допустили грубейшие нарушения методики преподавания: от простого к сложному. Этот важный принцип нарушается постоянно, якобы для межпредметных тематических связей. Я бы рекомендовала вместо фигуры человека в движении дать спортивный натюрморт. Ребенок еще рисование предметов не освоил. В этом учебнике издательства Атамура (единственном, одобренным МОН учебнике) задач нарисовать вообще крайне мало, а ведь они способствуют формированию красивого письма. Не все методически плохо в учебнике, автору что приказали, то он и писал. Есть за что и похвалить, к примеру, мне понравились главы «Выразительные средства художника», «Точка линия и форма», «Композиция (связь изображения с форматом и размером)». Это замечательные и важные темы. В школу часто приходят дети, не посещавшие детский сад – такие дети с трудом рисуют овал, куда уж там человека. И потом тема спорта опять подчеркивает исключительно физиологическую составляющую человека. Зачем же нам вводить детей в заблуждение? Профессиональные спортсмены и олимпийские чемпионы в том числе часто в финале оказываются в инвалидном кресле. Спорт очень травматичен, при неправильном беге деформируются суставы и позвоночник, спорт показан здоровым людям, каких мало, а всем остальным только физкультура, и лучше всего лечебная – обо всем этом тоже надо честно рассказать детям. Прочитав же учебник по «Художественному труду» за первый класс приходишь к выводу, что человек – это мешок с костями и мышцами. Не меньше вопросов вызывает новая система оценивания в новом предмете, придуманная вместо пятибальной. Работа по суммативному оцениванию для шестилеток в 3-й четверти 1-го класса, задание первое: «Нарисуйте кораблик, используя геометрические фигуры». И гениальный ребенок нарисовал и подписал «Корабль будущего, и он даже может летать» - я была в восторге! А знаете, как дескриптор к заданию мне предложил оценить его работу? Маразматически: выбирает форму корпуса для кораблика -1 балл, выбирает иллюминатор-1 балл, выбирает парус-1 балл, выбирает форму флажка -1 балл, завершает композицию, используя дополнительные элементы-1 балл. Лучшие искусствоведы мира бьются над вопросом что считать произведением искусства, а что нет. А НИШ считает, что они знают ответ на этот вопрос, как оценить творчество, разложив на подпункты зубодробильные фигуры. Я думаю, так из ребенка только дебила можно вырастить, система обучения отключающая мыслительные и творческие процессы ребенка.
Словом, назревает справедливый вопрос в связи с учебником - человек это только тело? Учебник по «Художественному труду» утверждает именно так, человек – это тело и набор физиологических функций. А где сознание, характер, ум, душа?
Даже если таким образом пытались вписаться в новую западную концепцию системы образования, то для этого есть другие способы. Интегрировать предметы нужно правильно. Предмет «Искусство» не является дисциплиной естественно-математического цикла. У него другие цели и задачи - духовное развитие и нравственное воспитание, формирование гуманистического мировоззрения средствами искусства. А «Технология» не является предметом гуманитарного цикла. Я его не веду, но предполагаю, что он должен рассказывать о технологических процессах в производстве и применении их в быту. Он касается техники, производства, его можно отнести к предметам естественно-математического цикла, а к формированию гуманистического мировоззрения он не имеет никакого отношения. Это два разных предмета и склеивать их в один нельзя. А интеграцию можно было бы провести следующим образом: в «Изобразительное искусство» добавить раздел «дизайн», на котором можно рисовать и проектировать эскизы предметов утилитарного назначения, там уже есть связующее звено – это декоративно-прикладное искусство, которое и является прикладным к искусству, добавить туда проектирование текстиля, предметов интерьера, мебели, дизайн полиграфической продукции. Выделить так же как и было предмету «Изобразительное искусство» один час в неделю. Ну если хотите, назовите его модно «Искусство и дизайн». И тогда в составе предмета не будет противоречий – изобразительное искусство и его прикладная часть. А чтобы старые добрые «Труды» звучали модно, назовите их «Технологические процессы» или «Технология и производство» и выделите один час в неделю. Межпредметную связь на этом предмете можно осуществить, внедряя в производство эскизы и проекты, разработанные на «Изобразительном искусств и дизайне». И конечно же, эти предметы должны вести совершенно разные специалисты: искусство – художник, производство – технолог. В реальной жизни происходит именно так. Художник-дизайнер не занимается промышленным производством и не стоит у станка, а технолог и рабочий не занимаются дизайном, проектированием и рисованием эскизов. Конечно же, мои рекомендации имеют смысл, если скрещивание изо и трудов является следствием досадной и грубой ошибки, которые можно исправить, пока не поздно, а не пренебрежение и изобразительным искусством и трудами в принципе. В образовании второстепенных предметов не бывает, все что упущено сегодня даст о себе знать завтра в виде поколения недоразвитых, не гармоничных личностей без чувства прекрасного, без вкуса и знаний, в виде нации, которая не сможет родить великих творцов… Так бывает, когда хотели сделать дирижабль, а получился хурижабль!
Автор Юлия Яковлева
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше