Увлечение стартапами: кто на самом деле зарабатывает на них?

ЕШ
Елена Штритер
13 февраля 2020

Маркетолог Алимжан Бисембаев – о природе стартапов, рекламе в интернете и о способах «эффективно» размазать ваш бюджет.

Что такое стартап? Стивен Бланк, создатель методики customer development (развития клиентов) определяет стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Эрик Рис, автор книги «Lean startup» уверен, что так может называться компания, создающая новый продукт или услугу (продуктовую инновацию) в условиях высокой неопределённости. Питер Тиль, сооснователь PayPal и первый инвестор Facebook, считает стартапом бизнес, растущий на 4%-7% каждую неделю по ключевому показателю.

Основными ресурсами для такого роста основатели старпатов назвали наличие денег, команды и связей. Чтобы расти нужны деньги, чтобы привлечь лучших в свою команду нужны деньги. Потребность Казахстана в IT-специалистах большая. Сейчас она оценивается в 4,5% от экономически активного населения.  Это 415 тыс. специалистов, разработчиков, аналитиков, тестировщиков, дизайнеров, продакт-менеджеров и digital-маркетологов. Чтобы поддерживать связи и быть привлекательным для инвесторов и фондов - нужен рост, а это значит что стартапу опять нужны деньги.

И каждый стартап проходит по классической воронке: нужно рассказать про себя или свой продукт, нужно повысить узнаваемость, нужно повысить осведомленность, нужно дать возможность быстро скачать приложение, нужно напомнить о себе, нужно рассказать о своих новых возможностях и рассказать о том, как он стал лучше. 

Для рассказа о себе стартап идет туда, где сидят его потенциальные клиенты. Это тысячи сайтов в интернете, сотни порталов, бесконечные ленты социальных сетей, навязчивые и не очень письма журналистам и редакторам, многочисленные конференции, онлайн-кинотеатры, блогеры и их упоминания, а еще реклама, реклама и еще раз реклама.

На маркетинг и продвижение у успешных стартапов уходит большая часть инвесторских денег. По подсчетам Startup Genome Report, умирают 92% запущенных стартапов, 74% интернет-стартапов закрываются, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз. Половина стартапов закрываются в течение первых пяти лет. Что успевают сделать эти команды - потратить деньги на рекламу и своё продвижение. 

Технологические стартапы в 2019 году потратили на рекламу в Интернете и на облачные сервисы компании Amazon 44 миллиарда долларов. Amazon на рекламу своих продуктов потратил еще 11 миллиардов долларов, плюс 7,9 миллиардов долларов на маркетинг и стал крупнейшим рекламодателем на Земле. 

Технологические стартапы, новые приложения, мобильные игры, онлайн-магазины, облачные решения и доски объявлений - это новый корпоративный налог бедных стран в пользу технологически развитых государств. В современном мире не обязательно проявлять агрессию, воевать и захватывать ресурсы. Можно придумать и распространить технологию, которой многие начнут пользоваться. И платить за неё.

Именно поэтому стартап - это увлекательная возможность для инвестора переложить деньги из своего кармана в сервера Amazon, Google, Facebook, Яндекса и Alibaba.

Покупатель знает, что готов потратить свои деньги, но именно ваша реклама должны помочь принять ему правильное решение. Вы покупаете его внимание, а зарабатывает на вас поисковая система, которая вас может порекомендовать. Уникальный продукт - это прекрасно, а большой рекламный бюджет - это неоспоримое преимущество.

В современном мире технологии производства стали доступными, логистика сократила расстояние между производителем и покупателями, посылка с другого конца света придет к вам быстрее, чем приходят письма Казпочты из Алматы в регионы. Вы можете заказать товары с примеркой у себя дома, вы получите бесплатную доставку с Китая, вы можете на сайте банка купить бытовуют технику быстрее, чем сделаете это в своем городе. Об этом вам обязательно напомнит реклама.

Поэтому в акселераторах команды стартапов учат уметь правильно создавать продукт и рекламировать его, чтобы расти быстро. За рекламой мы идем в Google и Яндекс. Им не важно, насколько у вас хороший продукт, им важно, чтобы стартапы умели тратить у них деньги.

«Тратите на рекламу 1000 долларов или 10 000 в месяц? Хорошо, специально для вас мы создали новый инструмент, который повысит вашу эффективность на 1,7% - попробуйте его».

«Вашу рекламу не видят? У нас есть сертифицированными нами специалисты, они помогут вам оптимизировать ваши затраты на рекламу».

«У нас вы можете рассказать и повысить узнаваемость для аудитории в 100 млн человек. Вот они разбиты по возрасту, вот их интересы, вот они в географическом разрезе. Используйте наши широкие возможности для нативной рекламы в ленте новостей. А лучше всего пользователи реагируют на видео, это повышает вовлеченность на 14,5% в дневное время».

Каждая рекламная площадка предоставит вам свои широкие возможности, чтобы наиболее эффективно размазать ваш бюджет в рамках их стратегии повышения капитализации. 

На месте Amazon, Google, Facebook, Яндекса и Alibaba я бы открыл фонды для стартапов, где отбирал бы себе лучшие проекты для инвестирования. И будет совсем не удивительно, если выяснится, что Google и другие игроки спонсируют школы стартапов, чтобы люди размещали у них рекламу. Вам не кажется, что они так уже делают? Отлично, тогда вам надо научиться делать это лучше ваших конкурентов, потому что фактор технологического преимущества еще никто не отменял.


Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше