Ведущая солистка Astana Ballet Татьяна Тен о реалиях балета


Esquire выяснил, почему ведущей солистке Astana Ballet занижали оценки в училище, за что директор тулузского Ballet du Capitole благодарила Казбека Ахмедьярова и каково это – бороться с завистью коллег.

Astana Ballet Татьяна Тен балет балерина

«Тяжело» – слово, которое Татьяна Тен повторяет каждые несколько минут, рассказывая о своей работе в балете. Она дает интервью в воскресенье, в перерывах между репетициями, но о своей большой загруженности говорит без усталости: профессиональный артист никогда не жалуется на то, что у него много работы.

«Балериной я себя не видела», – признается Татьяна. Она уверена, что стала бы хорошим хирургом или юристом, но в детстве больше всего мечтала быть певицей: «Когда после ужина мы собирались всей семьей, я брала в руки микрофон и пела песни Пугачевой, Леонтьева, Киркорова, а летом на даче устраивала концерты перед соседями».

Когда Татьяне было пять лет, мама привела ее в детскую балетную студию, и уже тогда педагоги заметили ее природную гибкость и хорошую растяжку. Поэтому в девятилетнем возрасте девочку отдали в балетное училище. Мама Татьяны не отпустила ее учиться в Пермь – время было другое, сложное. Поэтому из родного Степногорска Татьяна уехала недалеко, в Алматы, и поступила в хореографическое училище имени Селезнева.

«Я жила в интернате, скучала по родителям, часто плакала. Однажды не выдержала и попросила маму меня забрать. Мне всегда занижали оценки за форму, я была толстая для балета, крупная, со спортивными мышцами на ногах», – рассказывает она.

Но учебу Тен не бросила, пожалела вложенных сил и труда. А после окончания училища приняла приглашение работать в Астане, в Театре оперы и балета имени Байсеитовой.

Astana Ballet Татьяна Тен балет

Еще в училище Татьяна Тен познакомилась с Казбеком Ахмедьяровым, который учился на четыре года старше. «Он уже тогда был звездой, после окончания учебы сразу уехал в Париж, потом работал в Германии, а в общей сложности провел в Европе 18 лет». Проработав в Астане семь лет, с 2003-го по 2010 год, балерина тоже задумалась о переезде за рубеж и попросила помощи у старого друга.

Так дружба переросла в отношения, которые продолжаются уже восемь лет. Казбек помог Татьяне остаться во Франции, в Ballet du Capitole в Тулузе, где он сам тогда работал ведущим солистом. Правда, после трех месяцев казахстанской балерине в месте отказали: с формой проблемы, техника хромает, в компанию не вливается, языка не знает. Но Ахмедьяров заявил директору театра Нанетт Глушак: либо она принимает Тен в труппу, либо он вместе с ней уедет в Казахстан. Руководство пообещало балерине работу только через год, но каким-то чудом в Ballet du Capitole освободился контракт – и Татьяна стала артисткой театра в Тулузе. Сначала танцевала в кордебалете, но уже через год выросла до ведущей солистки, а Глушак позднее благодарила Ахмедьярова за то, что настоял принять Тен.

Казахстанская пара в Ballet du Capitole была на первых ролях, именно их всегда выделяли приглашенные постановщики и педагоги. «Завистников хватало. Труппа была интернациональная – артисты из России, Бразилии, Армении, США. А все спрашивали только про нас, про Казахстан. Так мы начали находить иголки в костюмах. Свои костюмы я всегда проверяю перед выходом, чтобы ничего не мешало. Но уже после выступления иголки обнаруживались в швах. Кому-то это может показаться смешным, но это не смешно». А однажды балерина, с которой Татьяна танцевала одну партию в дубле, пожаловалась руководству перед выходом на сцену, что у нее расстройство желудка, и Тен пришлось весь балет бегать из кулисы в кулису, чтобы иметь возможность в любой момент подменить коллегу.

«При этом мне в лицо она улыбалась, и больной, конечно, не была».

Когда контракт в Тулузе истек, у Татьяны Тен была возможность остаться на Западе: на руках были контакты с Лозанной, Ниццей и Берлином. Но Казбеку Ахмедьярову предложили работу в Астане, и она отправилась вслед за любимым мужчиной: «Выбор был нелегкий. Либо работать в Европе дальше, либо приехать в новый театр, где только все развивается, и я решила применить свой опыт в Астане. Большую роль сыграл Казбек, для меня жить на расстоянии – не дело».

«Кто-то может сказать: вы 24 часа в сутки вместе, работаете вместе, танцуете вместе, как не надоедаете друг другу? Да, мы практически не расстаемся. Даже когда он уезжает на пару дней, я уже чувствую, что мне чего-то не хватает. Он меня гоняет, делает мне замечания, ругает, но и помогает всегда, подсказывает и поддерживает. Он для меня самый важный человек. Мы смотрим в одну сторону, и это преимущество».

Astana Ballet Татьяна Тен балет балерина

Сейчас Татьяна Тен в театре Astana Ballet танцует ведущие партии в балетах Баланчина, Форсайта, Амаранте, Террановы, Авахри и говорит, что обделенной себя не чувствует: силу, технику и внутреннюю энергию есть куда применить.

«Балетом как хобби заниматься невозможно, если ты хочешь чего-то добиться. Нужно себя целиком этому посвятить. Если не напрягаться, больших результатов не добьешься. Те, кто видят меня на сцене, не понимают, что легкость у балетных артистов – это только видимость. Глядя на меня, можно подумать, что я всегда была такая. Это не так, я всегда была толстая, мне нужно было придерживаться диеты, давать себе дополнительную нагрузку. Я полностью пересмотрела работу ног, рук, корпуса, пришлось переделывать себя. Мне помогли упорство, трудолюбие, любовь к профессии и вера в меня моих любимых людей».

«Я по-прежнему не могу себе позволить ничего лишнего. Предстоит сделать еще много, останавливаться на достигнутом нельзя, нужно повышать планку, профессионализм. Я иногда думаю: пропустить бы сегодня работу. Болит спина, болят ноги, хочется еще полежать, пожалеть себя или съесть что-нибудь вкусное. А потом понимаю: нет, надо вставать и идти. С пути уже не свернешь». 

Татьяна Тен Astana Ballet балет балерина
Записала Ольга Малышева

Фотографы Алексей Кривцов, Асхат Нурекин

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше