Esquire выяснил, почему ведущей солистке Astana Ballet занижали оценки в училище, за что директор тулузского Ballet du Capitole благодарила Казбека Ахмедьярова и каково это – бороться с завистью коллег.
«Тяжело» – слово, которое Татьяна Тен повторяет каждые несколько минут, рассказывая о своей работе в балете. Она дает интервью в воскресенье, в перерывах между репетициями, но о своей большой загруженности говорит без усталости: профессиональный артист никогда не жалуется на то, что у него много работы.
«Балериной я себя не видела», – признается Татьяна. Она уверена, что стала бы хорошим хирургом или юристом, но в детстве больше всего мечтала быть певицей: «Когда после ужина мы собирались всей семьей, я брала в руки микрофон и пела песни Пугачевой, Леонтьева, Киркорова, а летом на даче устраивала концерты перед соседями».
Когда Татьяне было пять лет, мама привела ее в детскую балетную студию, и уже тогда педагоги заметили ее природную гибкость и хорошую растяжку. Поэтому в девятилетнем возрасте девочку отдали в балетное училище. Мама Татьяны не отпустила ее учиться в Пермь – время было другое, сложное. Поэтому из родного Степногорска Татьяна уехала недалеко, в Алматы, и поступила в хореографическое училище имени Селезнева.
«Я жила в интернате, скучала по родителям, часто плакала. Однажды не выдержала и попросила маму меня забрать. Мне всегда занижали оценки за форму, я была толстая для балета, крупная, со спортивными мышцами на ногах», – рассказывает она.
Но учебу Тен не бросила, пожалела вложенных сил и труда. А после окончания училища приняла приглашение работать в Астане, в Театре оперы и балета имени Байсеитовой.
Еще в училище Татьяна Тен познакомилась с Казбеком Ахмедьяровым, который учился на четыре года старше. «Он уже тогда был звездой, после окончания учебы сразу уехал в Париж, потом работал в Германии, а в общей сложности провел в Европе 18 лет». Проработав в Астане семь лет, с 2003-го по 2010 год, балерина тоже задумалась о переезде за рубеж и попросила помощи у старого друга.
Так дружба переросла в отношения, которые продолжаются уже восемь лет. Казбек помог Татьяне остаться во Франции, в Ballet du Capitole в Тулузе, где он сам тогда работал ведущим солистом. Правда, после трех месяцев казахстанской балерине в месте отказали: с формой проблемы, техника хромает, в компанию не вливается, языка не знает. Но Ахмедьяров заявил директору театра Нанетт Глушак: либо она принимает Тен в труппу, либо он вместе с ней уедет в Казахстан. Руководство пообещало балерине работу только через год, но каким-то чудом в Ballet du Capitole освободился контракт – и Татьяна стала артисткой театра в Тулузе. Сначала танцевала в кордебалете, но уже через год выросла до ведущей солистки, а Глушак позднее благодарила Ахмедьярова за то, что настоял принять Тен.
Казахстанская пара в Ballet du Capitole была на первых ролях, именно их всегда выделяли приглашенные постановщики и педагоги. «Завистников хватало. Труппа была интернациональная – артисты из России, Бразилии, Армении, США. А все спрашивали только про нас, про Казахстан. Так мы начали находить иголки в костюмах. Свои костюмы я всегда проверяю перед выходом, чтобы ничего не мешало. Но уже после выступления иголки обнаруживались в швах. Кому-то это может показаться смешным, но это не смешно». А однажды балерина, с которой Татьяна танцевала одну партию в дубле, пожаловалась руководству перед выходом на сцену, что у нее расстройство желудка, и Тен пришлось весь балет бегать из кулисы в кулису, чтобы иметь возможность в любой момент подменить коллегу.
«При этом мне в лицо она улыбалась, и больной, конечно, не была».
Когда контракт в Тулузе истек, у Татьяны Тен была возможность остаться на Западе: на руках были контакты с Лозанной, Ниццей и Берлином. Но Казбеку Ахмедьярову предложили работу в Астане, и она отправилась вслед за любимым мужчиной: «Выбор был нелегкий. Либо работать в Европе дальше, либо приехать в новый театр, где только все развивается, и я решила применить свой опыт в Астане. Большую роль сыграл Казбек, для меня жить на расстоянии – не дело».
«Кто-то может сказать: вы 24 часа в сутки вместе, работаете вместе, танцуете вместе, как не надоедаете друг другу? Да, мы практически не расстаемся. Даже когда он уезжает на пару дней, я уже чувствую, что мне чего-то не хватает. Он меня гоняет, делает мне замечания, ругает, но и помогает всегда, подсказывает и поддерживает. Он для меня самый важный человек. Мы смотрим в одну сторону, и это преимущество».
Сейчас Татьяна Тен в театре Astana Ballet танцует ведущие партии в балетах Баланчина, Форсайта, Амаранте, Террановы, Авахри и говорит, что обделенной себя не чувствует: силу, технику и внутреннюю энергию есть куда применить.
«Балетом как хобби заниматься невозможно, если ты хочешь чего-то добиться. Нужно себя целиком этому посвятить. Если не напрягаться, больших результатов не добьешься. Те, кто видят меня на сцене, не понимают, что легкость у балетных артистов – это только видимость. Глядя на меня, можно подумать, что я всегда была такая. Это не так, я всегда была толстая, мне нужно было придерживаться диеты, давать себе дополнительную нагрузку. Я полностью пересмотрела работу ног, рук, корпуса, пришлось переделывать себя. Мне помогли упорство, трудолюбие, любовь к профессии и вера в меня моих любимых людей».
«Я по-прежнему не могу себе позволить ничего лишнего. Предстоит сделать еще много, останавливаться на достигнутом нельзя, нужно повышать планку, профессионализм. Я иногда думаю: пропустить бы сегодня работу. Болит спина, болят ноги, хочется еще полежать, пожалеть себя или съесть что-нибудь вкусное. А потом понимаю: нет, надо вставать и идти. С пути уже не свернешь».
Записала Ольга Малышева
Фотографы Алексей Кривцов, Асхат Нурекин