Винил мне мил

У искусства много функций. И каждый альбом из пяти раскрывает одну из них. Не просто пластинки, а искусство.

ДЛ
Дмитрий Литок
02 сентября 2025

vinyl–red–records
Источник фото: shutterstock.com

Pink Floyd — Wish You Were Here (1975)

Винил мне мил

Искусство — это высказывания. У Pink Floyd они всегда были особенно выразительными. Альбом 1975 года — не просто пластинка, а звуковая галлюцинация на грани гениальности и безумия, продиктованная посвящением основателю группы Сиду Барретту. Ирония в том, что именно в дни записи обезумевший и измученный Барретт неожиданно появился в студии Abbey Road — лысый, с выбритыми бровями, неузнаваемый. Гилмор сначала принял его за студийного рабочего. После этого случая никто не видел его вплоть до смерти в 2006 году. Горящий человек на обложке, как и горевший Сид, делает вид, что «всё в порядке», боясь показать свои истинные чувства. А это может привести к печальным последствиям, напоминает группа своим творчеством. И говорят, что ни одна иллюстрация альбома не совпадала так точно с музыкальным и текстовым содержанием пластинки, как эта.

Air — Moon Safari (1998)

Винил мне мил

Искусство — это создание новых миров. И в этом преуспел французский дуэт Air, который мастерски конструирует их с помощью винтажных синтезаторов, рождая музыку, оказавшуюся вне времени. Moon Safari - редкий случай, когда альбом становится культурным кодом, отдельным способом коммуникации. Его цитируют в кино, играют на вечеринках и включают при первом свидании. Air не предсказывали будущее — они написали саундтрек к нему, создав капсулу времени, которая никогда не устареет, и вдохновив не одну сотню музыкантов по всему миру. Это музыка для тех, кто мечтает с открытыми глазами: где басовая линия La Femme d’Argent становится дорогой в параллельную реальность, а вокал в All I Need звучит как голос из детских снов. Они доказали, что электроника может быть тёплой — как старый винил, оставленный играть на заброшенной космической станции. И спустя 27 лет Moon Safari всё так же свеж — будто его только что передали по межгалактическому радио.

Benson Boone — American Heart (2025)

Винил мне мил

В середине 2020-х привлечение внимания — отдельное искусство. 22-летний Бенсон Джеймс Бун овладел им в совершенстве. Его дебютный альбом 2024 года оказался не только золотым, но и мультиплатиновым, а выступление на Коачелле вместе с гитаристом Queen Брайном Мэйем доказало, что внимание как минимум трёх поколений приковано только к нему. Женское так уж точно. Несмотря на то что прослушивание новой пластинки занимает всего полчаса, Буну этого вполне хватает, чтобы прокатить слушателя на эмоциональных аттракционах: заставить веселиться, грустить и смеяться, а иногда просто расслабиться. Не менее важно, что Бун не стесняется много раз поиронизировать над собой, своим внезапным успехом и современным обществом внимания, которому он обязан и в котором мы живём. В конце нужно напомнить, что разного рода сальто и кульбиты требуют предварительной подготовки. Не пытайтесь это повторить дома.

Björk — Post (1995)

Винил мне мил

Эклектика — характерная черта постмодернизма. Через два года после дебюта Björk вопреки ожиданиям публики пускается в эксперименты, которые, помимо её воли, позже станут началом арт-попа как жанра. К созданию своей лаборатории познания людских эмоций она привлекла команду мастеров: продюсер Нелли Хупер, Грэм Мэсси из 808 State, Хоуи Би и Tricky. Каждый из них привнёс свою магию, создавая уникальную картину, где техно сталкивается с джазом, а электронные биты обрамляют хрупкий вокал. К примеру, в Isobel струнные сплетаются с электронными пульсациями, а пересобирая It’s Oh So Quiet, Björk превращает бродвейский стандарт в театр абсурда с джазовыми взрывами. По итогу Post — это не просто альбом, а доказательство того, что музыка становится сильнее, когда она смелее. К сожалению, сегодня такого крайне мало.

Massive Attack — Heligoland (2010)

Винил мне мил

Если когда-нибудь всё же выяснится, что Бэнкси — это Роберт Дель Ная, то это будет большое разочарование. Разочарование от разгаданной тайны. Ведь тайна — одна из основ искусства. Что-то необъяснимо притягательное формирует наш эстетический вкус. У Massive Attack много тайн. Но то что явно, так это их способность отражать мир. Heligoland — то самое чёрное зеркало, показывающее XXI век со всеми его тревогами, изъянами, страхами и неутешительными прогнозами. Но делает оно это изящно и в присущей группе завораживающей красоте. Каждая композиция — трещина в фасаде современности: когда в Babel звучит голос Мартины Топли-Бёрд, кажется, будто слышишь голос самой эпохи, уставшей от собственных противоречий. Даже тишина между нотами в Atlas Air становится частью послания — пугающе точной метафорой нашего одиночества в цифровом шуме. Они не просто пишут музыку — они создают акустические тени тех проблем, которые мы предпочитаем не замечать. И в этом их главная магия. Они заставляют нас любить тот ужас, который так мастерски изображают, вызывая нечто вроде музыкального стокгольмского синдрома.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше