В отечественный кинопрокат вышла новая картина Ари Астера — «Все страхи Бо». Третий полнометражный проект режиссера рассказывает о мужчине средних лет (Хоакин Феникс), пытающемся попасть на похороны матери, но сталкивающимся со всевозможными неприятностями на своем пути. В связи с релизом столь мегаломанской эпопеи на большие экраны Esquire Kazakhstan решил поговорить о фильмографии автора. В данной статье мы хотим познакомить читателей с короткометражными работами постановщика, а также обсудить основные темы, поднимаемые в его произведениях.
Ари Астер и ужасы
Ари Астер — один из главных создателей так называемых «возвышенных хорроров», ставших столь популярными в последние годы. Хотя термин был введен в оборот недавно, примеры поджанра можно найти даже в картинах 1950-х. Они во многом и послужили фундаментом для съемки трех полнометражных работ нашего режиссера. К примеру, во время съемки «Реинкарнации», он опирался на такие японские фильмы как «Сказки туманной луны после дождя» (1953) и «Женщина-демон» (1964), а также на американскую классику — «Сияние» (1980) и «Керри» (1976).
Ари Астер и короткий метр
Режиссер получил первую известность за максимально неуютную короткометражку «Что-то странное с Джонсонами», вышедшую в 2011 году. Чуть позже он выпустил 7-минутный психологический хоррор «Бо», сюжет которого был развит и доведен до еще большего абсурда во «Всех страхах Бо».
Следующие несколько лет Астер провел, снимая фильмы для медиакомпании Vice. Если его первые работы можно отнести к жанру ужасов, то более поздние «По сути» (2014) и «Се ля ви» (2016) — это сборники жалоб избалованной девушки Шенди и бездомного мужчины Честера. Смотря картины подряд, зритель может заметить близость проблем людей из столь разных социальных слоев. Несмотря на свою отдаленность от жанра, ужаса в данных произведениях вполне хватает, ведь через долгие монологи главных героев автор говорит со зрителем о многочисленных тревогах современного человека.
Ари Астер и страхи
Основная цель хорроров — вызвать страх у зрителя. Если одни это делают с помощью постоянных скримеров и резких монтажных склеек, то другие достигают данного эффекта через поднимаемые темы. Астер, хоть и не пренебрегает первым приемом, все же чаще фокусируется на проблемах общества. Среди них и отношения с токсичными мужчинами из «Солнцестояния», и сумасшедшие культы из «Реинкарнации», и жизнь в переполненном мегаполисе из «Всех страхов Бо». В каждом случае режиссер доводит показываемые фобии до абсурда, превращая их в еще один возвышенный хоррор.
Ари Астер и семейные проблемы
Постановщик очень часто говорит о поломанной семье. К примеру, он исследовал тему инцеста в картине «Что-то странное с Джонсонами», чем получил первую славу, а также шквал негодования от зрителей. Тема семьи была раскрыта и в «Се ля ви», где бездомный мужчина рассказывает о том, как однажды его не узнала собственная дочь. Страх потери родственника перешла и в полнометражные работы режиссера. Так, жизнь после смерти близкого человека была показана через кончину бабушки в «Реинкарнации» и суицид сестры в «Солнцестоянии».
Ари Астер и образ матери
Пришло время поговорить о самой заметной обсессии Ари Астера — отношении матери и сына. Жаждущая контроля мама стала лейтмотивом для абсолютного большинства полотен режиссера, достигнув пика во «Всех страхах Бо». Однако уже в оригинальном коротком метре автор изобразил мать в качестве некого свиноподобного создания, бесконечно курящего сигареты и следящего за жизнью сына. В «Мюнхгаузене» (2014), Астер заходит еще дальше с демонизацией образа. По сюжету фильма мать отравляет своего сына, чтобы тот не уехал учиться в университет, оставив ее в одиночестве. В результате мальчик умирает от излишнего количества яда, посыпанного в суп. Тут можно очень легко провести аналогию с излишней родительской опекой, приводящей к последующим травмам для ребенка во взрослой жизни.
В той или иной степени отношения матери и сына были также показаны в картинах «Что-то странное с Джонсонами», «По сути» и «Реинкарнация». Однако именно «Все страхи Бо» стали тем громким высказыванием постановщика о деспотичном родителе, воплощающем в себе некое подобие Бога. По сюжету картины Мона (Пэтти Люпон) буквально отговаривает своего сына от занятия сексом с кем-либо, ссылаясь на его генетическую болезнь, способную убить мужчину при первой интимной близости с другим человеком. Столь маниакальный уровень контроля женщиной, как можно понять из фильма, и становится первопричиной всех страхов Бо, а также вдохновением всех работ Ари Астера.
Автор: Oraz Kereibayev