Сериалов, какими они были в 80-е, 90-е – неспешными и эпичными, сагами, посвященными одной семье на протяжении многих лет – уже, кажется, нет. Но это лишь кажется! Их снимают, причем на самом высочайшем уровне с прекрасным актерским составом и берущей за живое историей. Роман Райфельд смотрит идущий сейчас «1923».
Кто создатель?
Семейная сага криейтора Тейлора Шеридана, создателя «Ветренной реки» и сценариста «Убийцы», хороша всем, чем может похвастаться как телематограф далеких лет, так и самого последнего времени. Здесь есть экшн, драма, вестерн и история любви. Обкатав ковбойскую тематику на «1883» и «Йеллоустоуне», автор решил заглянуть в то же семейство Даттонов, коими являются герои обоих названных выше картин и рассказать чем жило оно в первой четверти прошлого века. То есть, проще говоря «1883» – приквел, а «Йеллоустоун» – сиквел для данного сериала. Любопытно, что если «1883» уже завершил свой единственный сезон, то «Йеллоустоун» продолжает шествие по экранам вот уже шестой год, вышло более 50 серий. «1923» пока отмеряет лишь первые эпизоды первого сезона. Их режиссеры - когда-то оператор Бен Ричардсон («Звери Дикого Юга», «Мейр из Исттауна») и Гай Ферланд («Ходячие мертвецы», «Клиент»).
Кто снимается?
В телекартине, каждая серия которой идет около часа, задействован не менее сильный состав, чем в «Йеллоустоуне». Историю Дикого Запада через нарратив отдельно взятой семьи повествуют нам играющий стареющего главу клана Харрисон Форд и исполняющая роль его супруги - воплощение жизненной силы - Хелен Миррен. В касте также Брендан Скленар («Мир Дикого Запада», «Предложение», «Власть»). Злые силы, противостоящие Даттонам и являющие собой ходячую несправедливость сыграли Джером Флин («Игра престолов», «Черное зеркало») и, удивляемся, Тимоти Далтон, которого наши мамы любили как мистера Рочестера из «Джен Эйр», а папы уважали за роль Бонда. Шотландско-французский актер Себастьян Роше («Молодой папа», «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо») тут также исполняет не самую красивую роль - прикрывающегося религией священника-истязателя. Украшают телефильм и присутствие Петера Стормаре (капитан буксира Лукка) и «терминатора» Роберта Патрика (шериф Макдауэлл).
Вся правда о...
Владеющие ранчо Джейкоб и Кара вместе со своими детьми и родственниками борются за жизнь во времена, в которых понятия законности, честности, правосудия отсутствуют как таковые. Речь в фильме о сильных людях, кои превозмогают многое и выходят победителями после всех этих пандемий гриппа, засухи, последствий сухого закона, смертей, больших и малых войн и Великой депрессии. Покорение Америки – это не просто ничьи новые территории, взятые без выстрела, это кровавая экспансия западного общества, уничтожавшая жизни коренных жителей страны - индейцев. Поскольку сериал современный, он отражает это завоевание со всей откровенностью, не пытаясь прикрыть страшное насилие и реки крови благими намерениями. Потому, к примеру, служители церкви, «окультуривающие» индейских девочек в специальной школе, здесь зло злейшее. Не прячутся ни жесточайшие издевательства, ни ответные убийства доведенной до отчаяния воспитанницы. Да и сам главный герой Джейкоб Даттон не выглядит наиблагороднейшим: создатели рисуют его человеком, который не всегда справедлив, ожесточенный борьбой с такими же, как и сам, патронами.
Вместо резюме
Для кого же этот фильм? Для тех, кто ищет усладу взору, подустав от нахлынувших клипово снятых телепродуктов, где реальность трудно отличить от комикса. В этой работе Шеридана и, несмотря на певучесть повествования, действие происходит весьма активно. Получить удовольствие в «1923» можно и от прекрасной игры актеров, и от их внешних данных, и от фабулы, и от невиданной красоты пейзажей - как африканских, так морских и континентальных американских. Особо отмечу талант Шеридана как шоураннера, благодаря которому телефильм не скатывается ни в банальную мелодраму, ни в чистой воды вестерн, оставаясь глубоким, обрамленным прекрасной музыкой Брайана Тайлера и Бретон Вивиан произведением, имеющим и минуты юмора в своем составе. Многосериальной и многослойной сагой о семье Даттонов Шеридан демонстрирует, насколько художественным может быть и в XXI веке кино со смыслом, которое, к тому же, абсолютно не напрягает при просмотре ни мозг, ни душу.