Деятельность арбитражей – а их в Алматы 12 – регулируется Законом «Об арбитраже». В нем закреплено, что арбитражное разбирательство осуществляется с соблюдением принципов автономии воли сторон, законности, независимости и справедливости. Однако, на практике арбитражи, которые в РК переданы в частные руки, зачастую используются как инструмент давления на бизнес.
По мнению независимых экспертов несколько арбитражей - «Арбитраж «Адилет», «Арбитраж ЕФ», «Арбитраж г.Алматы» и «Арбитражный суд Алма-Ата» - имеют признаки аффилированности и прямую связь друг с другом, а также по отношению к заявителю, в пользу которого в будущем выносятся решения, и по сути являются «карманными» арбитражами, «обслуживающими» определенную группу лиц.
«Во всем мире арбитраж представляет собой альтернативную государственному суду форму урегулирования споров, где арбитров выбирают сами стороны, при этом арбитры беспристрастны и обладают должными профессиональными качествами. Сложившаяся патовая ситуация с так называемыми «карманными» арбитражами бросает тень на все арбитражи в целом и соответственно подрывает доверие ко всем арбитражам, в то время как существуют арбитражи, осуществляющие свою деятельность законно и справедливо. К большому сожалению, на законодательном уровне имеются «лазейки», позволяющие определенным лицам использовать их для достижения своих корыстных целей», - комментирует сложившуюся ситуацию директор по правовым вопросам ТОО «NABBI» Динара Джемекешева.
В кулуарных беседах заявители открыто говорят, что арбитражи однозначно будут на их стороне, а существующая связь с полицией и с органами прокуратуры делает их неуязвимыми. В то время как арбитражи должны быть автономны и независимы, выполняя важную общественную функцию по урегулированию разногласий, и в первую очередь в бизнес - среде.
Схема давление на предпринимателей следующая:
- более сильная сторона по договору (арендодатель, кредитор, заказчик) по сути навязывает второй зависимой стороне (арендатору, заемщику, исполнителю) арбитражную оговорку, мотивируя тем, что без нее договор не будет заключен;
- изыскиваются надуманные основания для давления на зависимую сторону - увеличить арендную плату, погасить досрочно заем;
- в случае непринятия зависимой стороной ухудшающих для нее условий - подается иск в арбитраж;
- арбитраж выносит решение в пользу заявителя.
Значительная доля арбитражей находится в тени, создающей почву для злоупотреблений. Такие «карманные» арбитражи, несмотря на нормы установленные Законом «Об арбитраже», творят произвол – самостоятельно устанавливают правила ведения, пренебрегая законодательством Республики Казахстан и публичным порядком, например: по-своему усмотрению без учета мнения второй стороны назначают арбитров, не ведут реестры, изменяют регламент под интересы конкретного дела, рассматривают дела при наличии связи с заявителем, не принимают доводы пострадавшей стороны.
«Существующее положение вещей ослабляют доверие общества к институту арбитража в целом. Ведь для бесперебойной работы системы на сегодня есть все: и специальный Закон, и Арбитражная палата, и судебный фильтр. Так чего же не хватает?
Прежде всего, необходимо усилить роль и авторитет Арбитражной палаты, путем включения в его члены всех без исключения постоянно действующих арбитражей.
Кроме того, арбитры должны проходить аттестацию на знание законодательства, для чего необходимо внести соответствующие дополнения в профильный закон. Инициативу в этом вопросе должна проявить Арбитражная палата», - считает член Алматинской городской коллегии адвокатов Серик Нурлихин.
На данный момент правоохранительным органам необходимо изменить формальный подход к обращениям, заявлениям и жалобам о злоупотреблениях арбитражей.
В конце прошлого года в СМИ появилась информация о незаконном присвоении «Международный Арбитражный суд «Әділет» полномочий суда, и что органы прокуратуры пресекли его деятельность путем отмены его незаконных решений и принудительной ликвидации данного арбитража.
«Выявление неправомерных действий лишь у этого арбитража – это лишь «верхушка айсберга» сложившейся у нас на сегодняшний день ситуации с бесконтрольными «карманными» арбитражами, пренебрегающими законами и служащими инструментом по отъему бизнеса, то есть способствующими «рейдерству». Причем многие из этих арбитражей не состоят и не желают состоять в арбитражной палате. При этом, к моему сожалению, в большинстве случаев ни органы прокуратуры, ни суды не желают этому противостоять или просто не в состоянии этого сделать в силу законодательных ограничений, а возможно и прямой заинтересованности отдельных лиц. Иными словами, наши арбитражи абсолютно свободны в принятии незаконных решений и не несут за это никакой ответственности.
Сложившуюся ситуацию с отечественными арбитражами считаю неприемлемой для нашего государства и создающую угрозу экономической безопасности страны, поскольку она способствует «рейдерству». Поэтому призываю правоохранительные и надзорные органы уделить этому вопросу пристальное внимание и защитить предпринимательство – основу рыночной экономики от преступных посягательств», - отметил член НПП «Атамекен» Роман Ботабеков.
По мнению экспертов, на законодательном уровне имеются недоработки, требующие решения:
- отсутствуют требования к организационно-правовой форме арбитража (зачастую арбитражи создаются в форме ТОО, в таком случае учредители несут ответственность только в пределах внесенного вклада, который может быть менее 100 тенге);
- невозможность оспаривания решения арбитражей по существу;
- отмена решения арбитражей возможна только при процессуальных нарушениях, после заявитель вправе вновь подать иск в тот же самый арбитраж к тому же арбитру;
- отсутствие контроля над арбитражем со стороны органов власти (арбитражи не подотчетны государственным органам);
- отсутствие квалификационных требований к арбитрам (достаточно наличия только юридического образования);
- отсутствие ответственности арбитров за вынесение незаконного решения, а также нарушения Закона «Об арбитраже»; - отсутствие прозрачности (решения не представлены в открытом доступе).