Третья по значимости после “Оскара” и “Золотого глобуса” церемония вручения наград в киномире прошла в лондонском Альберт-холле. 75-я BAFTA одарила “Власть пса”, “Белфаст”, Уилла Смита и Джоанну Скэнлэн. Что еще достойного было представлено среди номинантов и победителей премии этого года, разбирался Роман Райфельд.
"Белфаст"
Режиссер: Кеннет Брана
Разница между победами “Власти пса” и “Белфаста” весьма тонкая, чисто английская. Первый взял просто “лучший фильм”, второй - “выдающийся британский фильм”. При этом, обе - и картина Джейн Кампион, и Кеннета Браны - боролись бок о бок и за победу в первой категории. Про “Власть...” я уже рассказывал в обзоре победителей “Глобуса”, добавлю лишь, что тут она взяла и “лучшего режиссера”. А “Белфаст” - лента о жизни простой и живущей не в достатке семьи, переживающей самый конец взрывных 60-х в беспокойной столице Северной Ирландии.
"После любви"
Режиссер: Алим Кхан
В одной номинации - “лучшая актриса” - с валийкой Джоанной Скэнлэн (“После любви”) за победу отчаянно сражались Леди Гага (“Дом Гуччи”), Алана Хаим (“Лакричная пицца”), Эмилия Джонс (“CODA”) и другие. Среди претендентов практически обошлось без тех, кто также фигрурирует среди номинантов на “Оскар”. Мощная конкуренция! А картина “После любви” о том, что вслед за смертью любимого супруга, которого ты думала, что знала как облупленного, к тебе, оказывается, может прилететь много новой интересной информации о нем. Например, что у него была вторая семья.
"Король Ричард"
Режиссер: Рейнальдо Маркус Грин
В соседней номинации, выбиравшей лучшего актера, тоже была борьба не на шутку. Но по поводу победы Уилла Смита (“Король Ричард”), можно честно сказать, что это не самая сильная и интересная его роль, местами повторно эксплуатирующая те же находки, что 53-летний актер сделал в далекие времена “В поисках счастья” (2006) и “Семи жизней” (2008). Отца-тирана двух всемирно известных теннисисток, может, и не так легко было сыграть, но называть эту роль киноудачей года я бы не спешил. В целом фильм выглядит, как экранизированная биография из Википедии с акцентом на папочке, который, вроде бы и девочек своих лелеет, и нормальным детством не балует. А ведь за звание лучшего с ним соревновались Бенедикт Камбербатч (“Власть пса”), сыгравший в разы мощнее, Лео ДиКаприо (“Не смотрите наверх”), Махершала Али (“Лебединая песня”), Адель Ахтар (“Али и Ава”) и Стивен Грээм (“Точка кипения”).
"Рука бога"
Режиссер: Паоло Соррентино
Среди прочих высвечу победу “Дюны” Вильнева в 5 номинациях из 11 запланированных (композитор, оператор, художник-постановщик, спецэффекты, звукорежиссура). Также обращу внимание на 34-летнюю Лашану Линч в т.ч. за работу в “Не время умирать”: “восходящая звезда” - это единственная номинация, в которой голосуют зрители. “Сядь за руль моей машины” стал триумфатором как “лучший фильм не на английском” (реж. Рюсуке Хамагучи, Япония). В этой номинации соревнование было крайне жестким. Ведь на статуэтку претендовали “Параллельные матери” Альмодовара и “Рука бога” Паоло Соррентино - обе картины, если до них все еще не добралось ваше око, заслуживают того, чтобы добралось.
"Побег"
Режиссер: Йонас Расмусен
Среди мультиков настоящие алмазы тоже, на мой взгляд, остались за бортом. Мюзикл “Энканто”, бесспорно, хорош по форме, но как-то предсказуемо банален по содержанию. А вот забавный на первый взгляд “Лука” богатого на фантазию Энрико Касаросы и совершенно серьезная по форме и содержанию анимированная документальная история беженца из Афганистана “Побег” Йонаса Расмусена - намного глубже, ярче, круче.
"Лебединая песня"
Режиссер: Бенджамин Клири
Смешивая победителей и проигравших BAFTA 2022, назову, что еще воистину стоит вашего времени. Это, во-первых, “Лебединая песня”. Ученые даруют одному смертельно больному отцу счастливого семейства возможность клонировать себя, дабы уберечь близких от страданий и... оставить их в неведении касательно собственной смерти. Но вот вопрос: какие подводные камни таит в себе такая подмена? Блестящая, пронзительная работа Махершалы Али и фантастический сценарий Бенджамина Клири (его же режиссура).
“CODA: ребенок глухих родителей”
Режиссер: Шан Хейдер
Посмотрите и “CODA: ребенок глухих родителей”. Работа Шан Хейдер увезет вас в дом к живущей в американской дыре семье глухих. Они беззвучно заняты рыбодобычей. И их единственная связь с миром звука - дочь Руби, которая не только наделена слухом, но и помогает им. Школьница записывается в хор и открывает, что пение ей, оказывается, нравится даже больше, чем рыбный промысел. Снятый для Apple TV фильм ставит героиню перед выбором, который, как известно, простым в кино не бывает: семья или мечта.
"Худший человек на свете"
Режиссер: Йоаким Триер
“Худший человек на свете” - производство трех скандинавских стран и Франции представляет в главной роли датчанку Ренате Рейнсве, лауреатку прошлогодних Канн. Можно было бы, конечно, красивенько изложить, что в ленте Йоакима Триера история молодой ищущей и копающейся в своей голове дамочки. Но! Если бы дамочка эта в процессе душевных поисков не прошлась катком по целому ряду своих избранников. Несколько лет жизни, разбитых сердец, перепробованных профессий и voila - ты себя нашла, Юля! Успеете посмотреть, до того, как выяснится, что лента взяла еще и “Оскар”? Претендует, кстати, аж на два.
"Титан"
Режиссер: Жюлия Дюкурно
“Титан” - еще один привет мировому кино из Канн. Работа Жюлии Дюкорно снискала “Золотую пальмовую ветвь” кинофеста. У главной героини после страшной автокатастрофы с детства в голове живет титановая пластина. Спустя много лет она, не чурающаяся однополого флирта и вытанцовывающая стрип-танцы на капотах машин, внезапно беременеет... но от кого, точнее от чего? Боди-хоррор, одним словом. Шутки в сторону: кино интересное, необычное сюжетом, приковывающее внимание и своим художественно-постановочным решением, и музыкой, и, конечно перфомансом основной актрисы Агат Руссель. Она одна из немногих публичных людей планеты, которые заявили о своей гендерной небинарности.
Большая часть картин с английской кинопремии столкнется в битве за американский “Оскар” 27 марта.