Венецианский кинофестиваль в этом году радует публику рядом громких проектов, снятых заслуженными постановщиками. Особое внимание в основном конкурсе на сей раз уделяется биографическим картинам, среди которых есть и история абьюзивных отношений Присциллы и Элвиса Пресли, и погружение зрителей в один год из жизни Энцо Феррари, и ода любви музыканту Леонарду Бернстайну. Именно о последнем пойдёт речь в новом разборе от Esquire Kazakhstan.
«Маэстро» стал для Брэдли Купера вторым режиссёрским проектом, где тот заменил на своём посту живую легенду кино — Мартина Скорсезе. В итоге мэтр выступил в качестве одного из продюсеров ленты, доверив её в руки талантливого Купера, чья «Звезда родилась» (2018) собрала множество престижных наград. Однако получилось ли у актёра повторить успех своей дебютной работы? Ответ на это даёт кинокритик Ораз Керейбаев, который уже посмотрел фильм на премьере в Венеции.
Для людей, не интересующихся музыкой, имя Леонарда Бернстайна может быть мало знакомо. При этом он оказал огромное влияние на культуру 20-го века, написав несколько главных музыкальных произведений своего времени, включая мюзиклы, симфонии и сопровождения к фильмам. Помимо творческой работы, о дирижёре вспоминают в качестве активного социально-политического деятеля, выступавшего за права расовых меньшинств и против войны во Вьетнаме. Личность Бернстайна настолько многогранна, что, для того чтобы перечислить все заслуги и достижения, а также рассказать о каждой примечательной детали его жизни, режиссёрам придётся снять десятки фильмов, охватывая лишь небольшие аспекты его биографии.
Понимая всю необъятность личности Бернстайна — он был и композитором, и исполнителем, и дирижёром — Брэдли Купер и Джош Сингер, написавшие сценарий к фильму, решают сконцентрировать своё внимание на личной жизни артиста, практически полностью проигнорировав его политические взгляды и лишь изредка упоминая успехи в карьере. Хотя поклонникам музыканта такое решение может показаться кощунственным, так у картины появляется чётко сформулированная сюжетная структура, которая иначе могла бы сломаться под весом исходного материала.
У фильма есть разделение на два практически равноценных отрезка из жизни Бернстайна. В открывающей сцене камера медленно въезжает в комнату к уже немолодому артисту. Он играет на пианино, пока напротив него сидят репортёр и оператор. Музыкант заканчивает мелодию и с долей грусти обращается к съёмочной группе, заявляя, что он скучает по «ней». Та самая «она» — это покойная жена композитора Фелиция Монтеалегре, с которой тот прожил почти 27 лет. Меланхоличная сцена обрывается, перенося зрителей в 1943 год. Цветная картинка из пролога сменяется на чёрно-белую, погружая нас в ностальгическую и счастливую молодость Бернстайна. В этой продолжительной части мы увидим и первое большое выступление музыканта, и бесконечные вечеринки, и знакомство с любовью всей своей жизни.
Ленни и Фелиция встречаются на мероприятии общего приятеля, где практически сразу влюбляются друг в друга. Оно и понятно, ведь один — великий композитор, а вторая — популярная актриса. Им играючи удаётся совмещать семейную жизнь с работой, создавая образ идеальной пары. Наблюдая за этим, невольно появляется вопрос, были ли их первые годы столь безупречными, как их показывает Купер, или же это всё часть юношеских воспоминаний Бернстайна, которые всегда отличаются от реальности.
Спустя примерно 45 минут хронометража фильм резко меняет свой тон, переходя от конфетно-букетного периода в гнетущую семейную рутину. Данный сдвиг в отношениях Купер маркирует возвращением к цветной картинке и переходу к более современному соотношению сторон изображения. Уже зрелая версия Ленни всё чаще изменяет жене и забывает о семье. Музыкант постоянно пьёт и временами употребляет наркотики. В это же время Фелиция научилась игнорировать все выходки мужа, беспокоясь больше о публичном образе их семьи. В течение следующего часа зрители наблюдают за медленным разрушением их отношений и последующем воссоединением, которое принимает трагический оборот. Всё это нужно, чтобы в конце фильма, когда мы вновь окажемся в комнате с Бернстайном и журналистами, у нас не осталось вопросов, почему он так скучает по «ней».
Узнав об истории создания проекта, зритель легко может найти параллели между образом Бернстайна и ролью Купера в картине. Так, музыкант прославился и как композитор, и как дирижёр, и как исполнитель, и даже как учитель. Его многогранность и своеобразная неопределённость поражала коллег по цеху. Нечто похожее попытался сделать и Купер во время работы над «Маэстро». Он не только сыграл и срежиссировал картину, но и принял участие в написании сценария, и стал одним из продюсеров ленты. Естественно, такой диапазон обязанностей требует невероятной самоотдачи. К примеру, по словам мейкап-артиста Казу Хиро, Купер каждый раз приезжал на площадку в два часа ночи, чтобы на него нанесли грим, на который уходило вплоть до пяти часов. Далее он проводил весь день в образе Ленни, координируя весь съёмочный процесс. Такие случаи показывают, как Купер буквально пытался превратиться в свой исторический прообраз как на экране, так и за ним.
Тем не менее не каждый творец может быть Леонардом Бернстайном и, несмотря на все старания Купера, в его картине определённо есть проблемы. Основная заключается в том, что режиссёр не смог переварить весь исходный материал в чёткое высказывание, от чего два часа фильма хоть и дают представление об отношениях Ленни с Фелицией, это не вызывает какого-либо отклика. То, что имело потенциал стать историей о разрушительной натуре композитора превратилось в перекроенный синопсис его жизни. Поэтому сцены, в которых зритель по задумке автора должен сопереживать персонажам, выглядят искусственными.
С технической точки зрения у картины нет никаких проблем. Отдельно хочется отметить работу гримёров, безупречно превращающих 48-летнего Брэдли Купера то в 25-летнего полного жизнью композитора, то в 70-летнего дирижёра на исходе своей карьеры. Точно так же можно похвалить и работу с музыкой, что является немаловажным аспектом в байопике о музыканте. Наконец, многие сцены фильма в точности копируют кадры из архивных интервью и выступлений. В целом, всё это показывает, с какой скурпулёзностью и любовью Купер подходил к процессу создания фильма. Тем не менее в погоне за техническим совершенством где-то потерялась та самая душа, отличающая ещё одного профессионала индустрии от неповторимого маэстро.
Автор: Oraz Kereibayev