Искусствовед Лира Бекболатова с рецензией на новую постановку «Астана Опера» – балет «Собор Парижской Богоматери».
Любовный многоугольник, необузданные страсти и трагическая смерть в лучших традициях французского балета – все это в пластической интерпретации знаменитого романа «Собор Парижской Богоматери». Верные завсегдатаи театра в своих самых изысканных нарядах собрались в театре «Астана Опера» в ожидании на этот раз особенного эстетического наслаждения. Премьера балета «Собор Парижской Богоматери», созданная силами Пети, Жарра и кутюрье Сен-Лорана, обещала увенчаться успехом.
Даже неопытный глаз обнаружил бы тут все необходимые компоненты балета «hautе couture»: светская публика в декольте, жемчугах и смокингах. Возбужденных музыкантов, жаждущих исполнить «модную» музыку, декорации в духе французского минимализма и, конечно же, элегантные костюмы от легендарного Сен-Лорана.
Воспитанный на классических балетах Чайковского и Минкуса, казахстанский зритель поначалу был в легком замешательстве. Вместо ожидаемых утонченных и более изящных па на сцене кордебалетом растанцовывались достаточно простые на первый взгляд, типичные для американского Бродвея движения. Хаотичные размахивания руками и ногами в разноцветных туниках под «неблагозвучную» и не привычную слуху музыку Жарра глубоко потрясли публику, вызвав на лицах недоуменные взгляды. В воздухе как будто повис большой вопросительный знак, требовавший ответа – как оценить, как понять это искусство, ранее нам неведомое? При этом необходимо отдать должное зрителю – он сдерживал свою неоднозначную реакцию, с достоинством принимая сей пробел в силу собственной эстетической неопытности. Но все же в одном они были абсолютно солидарны друг с другом. Костюмы Сен-Лорана завоевали любовь и восхищение. Искусно подобранная цветовая комбинация костюмов кордебалета, сочетающая в себе средневековый примитив и современную моду, элегантное белое мини Эсмеральды и контрастный ей стильный total black Фролло добавляли балету особой изысканности.
Примерить на себя невинный и в то же время соблазнительный образ Эсмеральды осмелилась Айгерим Бекетаева. Ее первый выход вызвал замешательство зрителей: вместо ожидаемой чувственной цыганки на сцене появилась достаточно сдержанная и горделивая девушка. Она танцевала в меру дразняще, с некоторой задоринкой. Изящные перегибы корпуса не были вызывающими, но соблазнительными тоже не выглядели. Казалось, балерине не хватает эмоциональной раскованности – довольно бесстрастным было pa de deux Эсмеральды с Фебом, ее внутреннее напряжение сковывало хрупкое тело, тем самым не давая раскрыться полностью.
А вот порочный и стильный до кончиков туфель архидьякон Фролло в исполнении Газиза Рыскулова был бесподобен. Судорожность его движений, как будто бы пытавшихся избавиться от непростительных грехов, добавляла образу большей болезненности. А зловещая ухмылка приводила зрителей в почти кинематографический ужас. Экспрессивный молодой танцовщик Рыскулов прекрасно воплотил образ лицемерного, легковозбудимого Фролло.
Образ фарсового крашеного блондина Феба в исполнении Жандоса Аубакирова внес некоторый контраст в трагичный сюжет балета. В какой-то степени танцовщику удалось высмеять образ бездушного самоуверенного красавца. Профессионально натянутая мертвая улыбка, манерность и напыщенность олицетворяли фальшивую и бездумную натуру Феба. Казалось, что Аубакиров нарочито утяжеляет партию псевдогероя, тем самым пытаясь придать своему образу хоть какую-то весомость.
А вот любимцем публики стал Бахтияр Адамжан. Его нарочито неуклюжие движения, полные боли, но и мужской силы, восхищали. Ущемленному, но духовно свободному Квазимодо искренне сочувствовали, сопереживали и восторгались им на протяжении всего спектакля.
В итоге можно без преувеличения сказать, что «Собор Парижской Богоматери» оказался самой необычной премьерой «Астана Опера». Вместо ожидаемого трогательно-сентиментального балета, полного красивой неразделенной любви и страданий, на сцене жестоким образом высмеивались бессмысленная сила религиозного фанатизма и догмы, пустота и циничность людей, ее духовная неразвитость. Впервые за всю историю существования «Астана Опера» зритель наконец-то задумался о background балета. Он не просто рукоплескал, он аплодировал осознанно, тем самым искренне благодаря за приобретенный духовный инсайт. Пронизанный идеями веры в человека и его борьбы с пороками современного мира, «Собор Парижской Богоматери» хоть и слегка шокировал неискушенную казахстанскую публику, под конец был принят с тихим внутренним восторгом. Тем самым определяя этой жемчужине балетного искусства особое место в своем сердце.
Лира Бекболатова