Что общего между полицейским и маркетологом? Нет, первый не сажает второго в «бобик» за провокационную рекламу. Esquire побеседовал с основателями компании Gala Media – двумя людьми из абсолютно разных миров, которые создали успешный бизнес-тандем, запустив на рынке Казахстана совершенно новый продукт.
Практически каждый человек мечтает стать первооткрывателем. Если не в мире, то хотя бы у себя в стране. Существует поверье, что, если к тебе в голову пришла идея, велика вероятность, что кто-то другой тоже об этом подумал. И не менее вероятно, что кто-то уже воплощают эту идею в жизнь.
Учитывая, что вы два человека из совершенно разных сфер жизни, как вы умудрились познакомиться и создать свой проект?
Галым: У меня был проект, связанный с доставкой еды, который я начал развивать после ухода из полиции. Занимался им на протяжении 8 месяцев, и мне понадобился маркетолог. Как-то один знакомый позвал меня к себе в гости, затем рассказал про Романа, что он очень крутой SMM-щик. Через неделю я позвонил Роме, мы быстро сошлись и начали работать. А затем приехал мой брат с Дубай и рассказал про модель бизнеса, которую он там открыл. Он подал мне идею и предложил воспользоваться ею в Казахстане – реклама на пауэр-бэнках в ресторанах. Дважды меня упрашивать не надо было, такого тут еще не было. И я начал раздумывать, анализировать рынок. К слову, название компании Gala Media произошло не из-за моего раздутого эго, просто в один момент, когда мы приехали с младшим братом на встречу, встал вопрос, а как нам назваться? Брат и предложил, говорит: «Давай Gala Media», так и пошло. Сделали логотип, а потом… из-за проблем с инвестициями мы приостановили проект. Однако, я не сдавался, искал инвесторов, получал отказы, продолжая свои поиски. А затем встретился с Романом. Я ему рассказал про этот проект и через день он мне позвонил и спросил, сколько нужно денег? А для старта нужно было три миллиона тенге. Роман сказал, что он все нашел. Тогда мы закупились всем необходимым и запустились в мае.
Роман: А познакомились при этом в апреле. Кстати, когда Галым рассказывал мне про свою идею, мы употребляли прохладительные .
Галым: Колу пили!
(смеются)
Роман: Сильно забродившую, да. Как говорится, спасибо Менделееву за креатив. В общем, мне как маркетологу, отработавшему в общепите очень много лет, нужно было это все обмозговать, упаковать и реализовать. У меня на это ушло по сути два дня.
То есть, вы подошли к человеку и говорите: есть идея, нужны деньги. Вам в ответ «Ок» и все находится. Как все просто, оказывается.
Галым: Ну как… это фарт. Когда Рома мне позвонил и сказал, что нашел инвестиции, я в тот момент подумал: «О, боже!»
Роман: Я тогда еще был подшофе
(смеется)
Галым: Я буквально засыпал и просыпался с этой идеей, я жил этим. Помню, у меня было 100 тысяч тенге, я разработал логотип, сайт, запустил проект, вложил деньги, но не хватало.
Роман: Еще трех миллионов.
Галым: Ну да, для старта, чтобы прощупать рынок.
Получается, что вы прародители внутренней рекламы в ресторанах и такого на рынке Казахстана еще не было?
Галым: Мы одни из первых, да.
Роман: На самом деле, когда я работал в общепите, то часто сталкивался с тем, что приходит какой-нибудь бренд и хочет сделать рекламу, к примеру, забрендировать кабак, что-то прорекламировать, но заведения в силу своей жадности выкатывают хороший чек. А мы с Галымом оптимизировали этот момент. Первая мысль заключалась в том, чтобы убрать со столов весь бумажный мусор и сделать цифровую рекламу для таких предприятий, как банки, каршеринг, автосалоны, сервисы по покупке билетов, журналы и так далее.
Вы продвигаете свой проект уже более девяти месяцев. Какие трансформации претерпела ваша идея с течением времени?
Галым: Она трансформируется постоянно, так как с каждой новой встречей, мы вносим изменения в политику.
Роман: Да, просто в силу нашей некоторой неопытности, мы часто встречаемся с разными людьми, маркетологами, директорами, которые дают нам хорошие советы. И на основании этих советов мы меняем структуру компании, меняем свое мышление, улучшаем подход и так далее.
Галым: Мы с Романом постоянно обсуждаем, какую пользу мы несем людям. И наша полезность заключается в том, что рестораны бесплатно получают пауэр бэнки, к тому же на одну головную боль у них становится меньше. А посетители могут прийти в любое заведение и подзарядить свой телефон бесплатно, им не нужно платить за эту услугу. А если говорить о рекламируемых брендах, то могу сказать, что у любого маркетолога есть задача – зайти в HoReCa, но для этого нужен большой чек. Мы же делаем это в два раза дешевле и в два раза быстрее, что соответственно является лучшим результатом.
Роман: Это проще и эффективней. Так как гости, приходящие в заведения, подключают свои устройства к power bank и параллельно видят на нем рекламу. При открытии у нас было 5 локаций и всего лишь 50 аппаратов. На сегодняшний день у нас 32 ресторана и 550 аппаратов. Плюс помимо Алматы у нас открывается филиал в Шымкенте, Бишкеке, Ташкенте и Нур-Султане.
Галым: Мы планируем расширение Gala Media, сделать его брендом.
Почему вас двоих можно назвать идеальным тандемом?
Галым: Потому что мы оба новички в этом бизнесе.
Роман: Мы две противоположности. Я более творческий человек, Галым более приземленный, он все доводит до конкретного продукта, который необходимо выводить на рынок. То есть с меня льются какие-то идеи, Галым что-то из этого цепляет, мы это обрабатываем, делаем красивую «фигурку» и продаем.
Галым: До меня долго доходит, потому что для меня это все, своего рода, нововведения. Год назад, когда я работал в полиции, и я представить не мог, что окажусь в сфере маркетинга. Я даже не знал, как правильно говорить – мАркетинг или маркЕтинг.
Роман: Мы долго учились работать друг с другом. Иногда долго объясняем, что мы имели в виду. Это нормально. У каждого человека своя точка зрения, понимание и свое восприятие. Поэтому нам как тандему необходимо максимально корректно доносить друг до друга информацию.
Галым: Помимо нашего тандема, у нас есть два старших партнера, которые помогли с инвестициями и последующим расширением.
Роман: Благодаря их опыту в сфере бизнеса и в сфере финансов, что помогает нам оптимизировать наши расходы, мы действительно резко выросли. Они помогают нам и до сих пор.
В продолжении истории о вас двоих. Роман, приходилось ли вам биться головой об стену, дабы объяснить какое-то нововведение Галыму?
Роман: Да, бывало такое.
Галым: Мы еще много обсуждений ведем по WhatsApp, и я часто говорю, мол, не понимаю, о чем ты говоришь, давай встретимся завтра, обсудим.
Роман: Бывает такое, что приезжаешь домой и в голову приходит интересная идея, а у тебя настолько кипит мозг, что проще отправить голосовое, чем напечатать. Однако, твой партнер по бизнесу не всегда тебя понимает. Галым в свою очередь тоже может написать о своей идее в четыре утра, на что я ему предлагаю встретиться в офисе и обсудить уже там. К слову, бэк-офисы у нас обычно находились в тех заведениях, где мы выставлялись, так что мест для сбора у нас было много.
У всех бывают споры, несогласия. Как вы выходите из таких ситуаций?
Галым: Мы уступаем друг другу. В основном это, конечно, делаю я, так как понимаю, что если не поддержу, то эта идея так и останется идеей. То же самое делает и Роман. То есть уступаем и пробуем.
Роман: Не получилось – ничего страшного.
Галым: Генерируя эти идеи, думаешь, когда же упадут еще миллионы. Раньше мы радовались тому, что закрыли свою первую сделку на 300 тысяч тенге. А сейчас один миллион это уже не результат, так как знаем, что можем гораздо больше. Мы уже прошли этот этап.
Роман: Ты вспомни, что с тех 300 тысяч тенге, раздав долги, мы чистыми оставили себе 20 тысяч.
Еще и на двоих поделили? Интересная история первого заработка. Сейчас у вас совершенно другие суммы.
Роман: Конечно. Расходы тоже растут. Сейчас есть люди, которым мы платим зарплату. Это системные администраторы, которые ежедневно проверяют аппараты в заведениях. Это для гарантии рекламодателей, что их реклама действительно показывается. У нас есть программист, бухгалтеры, юристы, много людей, работающих на аутсорсинге. А маркетингом и упаковкой мы занимаемся сами. То есть продажи, техническая часть и контент контролируем мы лично. Зачем переплачивать, если наших ресурсов хватает?
Галым: Чтобы стать генералом, начинать нужно с рядового – не зря говорят.
Роман: Поэтому нужно пропустить все через себя. Чтобы завтра, когда у тебя в компании будет работать много людей, ты понимал, что и как работает.
Насколько я знаю, вы оба женаты. Как жены вас поддерживают?
Роман: Матом
(смеется)
Галым: У меня был переломный момент, когда жена не дала мне сдаться. Я хотел все бросить, а она меня поддержала. И всегда говорила: «У тебя все получится. Не сдавайся». Поддерживала меня во всех начинаниях.
Роман: Жены нас очень сильно мотивируют.
Как долго вы планируете заниматься Gala Media, прежде чем передать руководство управляющим, а самим уже пожинать плоды?
Роман: У меня как у творческого человека, плана нет. Сейчас есть проект, которым мы живем и это хорошо. Галым тоже не может точно сказать. Наше дело растет и особенных планов по другим проектам у нас пока нет. Но я думаю, что это не за горами.
У вас более краткосрочные цели?
Галым: Да, без этого ничего не достигнешь. Я выполняю роль коммерческого директора и поставил цель – 200 миллионов до конца 2020 года. Это минимум, хотя мы можем и больше.
Роман: У меня одна цель сделать наш проект «Брендом».
Галым: В принципе после первых 200 миллионов можно будет посадить управляющего и двигаться дальше, так как мы не хотим ограничиваться Казахстаном и планируем распространить свое дело на весь СНГ.