Роман Ильичев — известный диджитал-предприниматель, визионер, человек, который страстно увлечен будущим и делает его доступным для окружающих. Мы поговорили с Романом и узнали, как скоро общение перейдет в метавселенную, какие перспективы у иммерсивных технологий в Казахстане и как найти свое место в активно меняющемся мире.
— Когда началось ваше увлечение иммерсивными технологиями, как вы поняли, что это станет делом вашей жизни?
— Как бизнесмен я всегда испытывал тягу к технологиям и инновациям. Несмотря на то, что моим первым бизнесом была сеть розничных магазинов одежды, я всегда интересовался стартапами, посещал технологические выставки, общался с людьми, которые «в теме». В 2016 году я продал большую часть своего ритейл-бизнеса и задумался о новом проекте. У моей команды, которая вышла со мной из бизнеса, был отличный навык подбирать лучшие площадки и оперировать ими, а я страстно желал заниматься технологичным проектом. Плюс ко всему у меня психологическое образование, я чувствую, что нужно аудитории, поэтому для меня важно работать в B2C сегменте. Как-то на выставке в Лас-Вегасе я попробовал очки дополненной реальности Magic Leap и был, мягко говоря, поражен. С того момента и начался мой бизнес-путь в иммерсивных технологиях.
— Вы построили не один успешный бизнес. Поделитесь мнением: какие качества важны для достижения успеха?
— Это слишком сложный и абстрактный вопрос, но я попытаюсь ответить. Во-первых, важно стратегическое видение, куда нужно направлять усилия. Я где-то услышал и полностью согласен с этим, что лучше стоять на месте, чем идти в неправильном направлении. Поэтому для достижения успеха важно трезво оценивать реальность и, исходя из этого, планировать свои действия.
Во-вторых, я хочу думать, что успех — это накопительное качество. В любом успехе, конечно же, есть доля везения, но на везение мы не можем влиять, а систематически осуществлять шаги в правильном направлении — можем. Если жить с такой философией и иметь силу воли, чтобы реализовывать свое видение, то это с большой вероятностью приведет к успеху.
Ну и назову еще одно качество, важное в современном мире — это умение поймать баланс между гибкостью и стабильностью. Гибким быть важно, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам, а стабильным, чтобы довести свое видение до конца. И между этими противоположностями нужно уметь ловить баланс.
— Какие планы у вас в Казахстане?
— Казахстан — очень динамично развивающийся регион. Здесь талантливые и активные люди, открытые ко всему новому. Мы видим большой потенциал для себя и планируем открыть здесь представительство нашей компании Digital Emotion и несколько розничных площадок по франшизе. Площадки практически подписаны, остаются финальные согласования. Надеемся, что в марте-апреле текущего года мы запустим все, что запланировали.
— Вы же не только VR-парки открываете, у вас есть еще целая линейка необычных развлечений?
— Ну да, наша философия — удивлять клиентов. Мы стараемся делать проекты на стыке технологий и потребительского восторга. Один из них, кстати, хорошо знаком жителям Казахстана - это «Виртуальный ЗАГС» - киоск, в котором в шутку можно получить свидетельство о виртуальном браке. Перед этим искусственный интеллект проводит небольшую проверку пары на совместимость c помощью наших технологий. Проект пару лет назад запустил в Астане франчайзи-партнер и он очень быстро стал популярным. Нам это еще раз говорит о том, что жители Казахстана активно встречают и любят новые инициативы и технологии.
— Раз уж заговорили о технологиях. Вы верите в то, что общение в ближайшем будущем может перейти в виртуальную реальность, а AR/VR-гарнитуры заменят мобильные телефоны?
— Я точно верю в то, что XR (расширенная реальность) станет заметной технологией, используемой во множестве сферах от игр до медицины. Станет ли технология заменой телефону? В краткосрочной перспективе — не знаю. В раскладке на 20-30 лет вперед — точно станет. Человечеству нужно развиваться, новым поколениям нужно осваивать новые технологии. Может быть, это будет в отличном от того как мы себе представляем варианте. У этих технологий определенно есть будущее, но нерешенных проблем по-прежнему много, чтобы считать это вопросом самого ближайшего времени.
— Какие возможности смогут нам дать иммерсивные технологии? Чем они могут интересовать обычных людей?
— Иммерсивная реальность, например, может сделать удаленную работу еще более доступной для офисных работников. Например, Canon ветеран в сфере оборудования для бизнеса, уже создала программное обеспечение, с помощью которого можно осуществлять 3D-видеозвонки в реальном времени с эффектом присутствия собеседника. Пока процесс выглядит так: пользователи надевают гарнитуру VR и направляют смартфон на себя. Программное обеспечение сканирует лицо и создает фотореалистичный 3D-аватар. Датчики движения в гарнитуре и камера телефона запечатлевают аватар и перемещают его в фотореалистичное пространство к собеседнику.
— Звучит как сцена из фантастики.
— Это еще не фантастика. В недалеком будущем можно также ожидать отказ от физических или сенсорных клавиатур и замену их голограммами, которые парят перед нашими глазами. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Компания TCL представила два вида очков дополненной реальности NXTWear S и RayNeoX2. Первые способны транслировать виртуальный экран с видимым размером почти в 80 сантиметров. Они могут подключаться к любому современному гаджету и служить, по сути, телевизором с большим экраном. А вторые переводят текст и показывают навигацию по городу перед глазами в реальном времени. Прототипы этих очков уже были представлены на выставке CES-2023 в Лас-Вегасе. Нам осталось только дождаться их серийного производства, и будущее наступит.
— А есть какие-то примеры реально полезного использования иммерсивных технологий уже сейчас?
— Да, есть много примеров. Самые «полезные», наверное, в сфере здравоохранения. Швейцарская компания MindMaze предлагает набор терапевтических игр для реабилитацией людей после инсульта. Представьте, что у пострадавшего от инсульта проблемы с плечом. Компьютер обеспечивает геймифицированный опыт, основанный на движении нужной частью тела, например, игру, подобную гонкам на автомобилях или разрезанию фруктов, падающих с неба, самурайским мечом. Технология выявляет реальные кинематические движения пострадавшего и дает рекомендации по их выполнению. В настоящее время продукт активно внедряется во всем мире.
Еще один пример использования технологий в медицинской индустрии — новейшие очки дополненной реальности от Magic Leap, которые получили сертификат, позволяющий врачам использовать их в операционной. Они позволяют просматривать клинические данные и изображения в режиме реального времени, не отрывая глаз от пациента. Это может помочь врачам-хирургам во многих сверх-ответственных задачах.
— Приятно слышать, что появляются такие возможности в здравоохранении. А что с образованием, как вы относитесь к обучению в VR?
— Мне нравится идея образования в VR и я верю в ее постепенное развитие. У меня двое детей и для меня, как для человека относящегося к образованию очень серьезно, важна максимально качественная реализация этой задачи. Если мы говорим про классическое школьное или профессиональное образование, то я считаю, что у компании должна быть академическая и научная база для реализации таких проектов. Я видел много дилетантских решений, потому что сделать хороший образовательный контент сложно не только в VR. Технологии — всего лишь помощник. Если речь идет о каких-то прикладных задачах для бизнеса, например, о повышении квалификации персонала, то да, VR очень мощная технология, которая уже активно используется компаниями и показывает хорошие результаты.
— Что ждете от 2023 года в развитии иммерсивных технологий ?
— Мы надеемся, что компания Apple все-таки представит свою гарнитуру смешанной AR/VR реальности о которой идут разговоры последние несколько лет. Известный эксперт по Apple - Марк Гурман из Bloomberg, написал, что это наконец-то должно случиться в июне текущего года на ежегодной конференции разработчиков компании. Если прогнозы оправдаются, то это однозначно даст мощный импульс развитию индустрии иммерсивных технологий. И мы к этому готовимся.
— Каким образом? Будете активно использовать оборудование от Apple в своих VR-парках?
Оборудование использовать, может быть, тоже будем, когда поймем что Apple в итоге предложит и насколько это окажется интересным для людей. Мы оперируем более чем 30 развлекательными площадками и быстро можем получить обратную связь от клиентов по поводу любой новинки. Но я хотел сказать про другое. Мы производим контент для наших развлекательных зон и мобильных устройств. И до этой новости мы начали активно расширять направление разработки. В начале прошлого года открыли студию в Белграде и сейчас делаем супер-интересный и масштабный развлекательный проект для домашних VR-гарнитур, в числе которых, возможно, будет и гарнитура от Apple. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем с гордостью его представить аудитории в качестве захватывающего иммерсивного опыта.
Беседовала: Ольга Ан
Фото: Nemanja Ivanovic / MANYA