В Королевской Академии художеств в Лондоне до Нового года идет ретроспективная выставка “бабушки перформансов” Марины Абрамович. Почему это важно.
Во-первых, Абрамович, пожалуй, самая известная художница в мире.
Во-вторых, это первая ретроспектива работ женщины-художницы в Королевской Академии художеств.
В-третьих, на днях ей исполнилось 77 лет.
Всемирно известная художница родилась в Белграде в 1946 году в семье югославских партизан и военных. Отец рано ушел из семьи, мать - строгая и властная женщина была директором белградского Музея революции и искусства.
Уже в 1974 году, в 28 лет, Марина Абрамович провела свой самый известный перформанс “Ритм 0”, в рамках которого она 6 часов позволяла зрителям брать разложенные на столе 72 предмета и пользоваться ими как угодно. Если сначала зрители чувствовали себя скованно и вежливо, кто-то обнимал Марину, не сопротивляющуюся действиям толпы, кто-то просто стоял рядом, то вскоре люди стали вести себя агрессивно: толкаться, резать ножницами одежду художницы, один из зрителей даже взял со стола пистолет и направил на Абрамович. По истечении 6 часов измученная Марина, сделала шаг вперед к аудитории. Предсказуемо, толпа отшатнулась в ужасе, ощутив стыд и предчувствуя ответные действия со стороны художницы.
Так или иначе, все известные работы Абрамович связаны с человеческими взаимоотношениями, насилием и отношениями в иерархии власти. В своей работе “Балканское барокко” художница на протяжении нескольких дней отмывала от крови полторы тысячи костей животных, рассказывая о Белграде, что никому не говорит, что родилась в Сербии. Эта работа была показана на Венецианской биеннале в 1997 году. Изначально Абрамович должна была представлять в югославском павильоне Черногорию, но в итоге Марина разорвала отношения с куратором и получила сырой, полутемный подвал, где и были показаны ее инсталляция и перформанс.
Работы Марины Абрамович могут казаться провокационными, скандальными, шокирующими, но действия художника всего лишь отражают окружающую реальность, которая всегда гораздо невероятнее художественной интерпретации. Биография Абрамович наполнена множеством событий. Ее родители были партизанами во Вторую Мировую войну, потом стали национальными героями, ее мать была строгой и до 29 лет требовала, чтобы Марина возвращалась домой до 10 вечера. Позже художница говорила, что все ее перформансы в Югославии, при всей опасности для ее здоровья и жизни, заканчивались до 10 вечера, в максимально безопасное время. Потом она переехала в Амстердам, встречалась с художником Улаем, а когда они решили разорвать отношения, то и из этого получился художественный жест: они прошли по 2 500 километров каждый, встретились на Великой китайской стене и расстались.
Несмотря на мировое признание и, казалось бы, совершенно очевидный посыл ее работ, многие считают Абрамович сатанисткой, проводящей кровавые ритуалы, и подобные мнения широко распространены не только на постсоветском пространстве, но и на Западе, ведь все непонятное - страшно, а то, что пугает - вызывает агрессию.
Советовать почитать автобиографию художницы “Пройти сквозь стены” я не буду, те, кому интересно узнать о личности автора больше, всегда смогут найти нужную информацию, а вот посмотреть документацию ее работ и почитать тексты о ее художественных жестах я бы порекомендовал тем, кто хочет разобраться как чувствовать и понимать современное искусство, ведь вместо многих описаний теорий и концепций иногда нужно просто попробовать погрузиться в идею художника и почувствовать чужой опыт и его переосмысление. В конце концов, искусства много, а хорошего искусства всегда недостаточно, и прежде чем пытаться понять что-то сложное или малоизвестное, стоит оценить то, что уже стало эталонным.
В завершение приведу цитату самой художницы:
“Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни”.
Автор Сергей Трошенков
Фото © MARINAABRAMOVIC.COM