Агентство Sparks&honey, которое занимается маркетинговыми прогнозами, опубликовало презентацию о поколении Z – детях, родившихся после 1995 года. Они отличаются не только от людей, родившихся до цифровой революции, но и даже от миллениалов (поколение Y).
У каждого поколения есть свои характерные особенности, у каждого есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам относится самостоятельность, инициативность, отсутствие иллюзий, они чаще и лучше нас пользуются интернетом. Хочу сосредоточить ваше внимание на том, с какими трудностями приходится сталкиваться новому поколению Z, и какие механизмы преодоления включаются или не включаются у них. В данном случае буду ссылаться на это исследование.
- У них нет друзей. Традиционные гендерные роли расплываются, из-за чего у представителей поколения Z чаще возникают проблемы с самоидентификацией.
- Они почти не ориентируются в пространстве. Для многих из них гугл-карты с функцией приближения существовали всегда, так же как JPS навигаторы.
- У них другие интересы. 66% детей в возрасте от 6-11 лет и 51% подростков указывают видеоигры как основной источник развлечения.
Ну и самое главное, то что делает это поколение поколением Z – это особенности обработки поступающей информации, особенности мышления, формирование психо-эмоциональной системы, все это формирует личность определенного типа.
85% подростков поколения Z хоть раз в жизни искали информацию в интернете. 52% подростков используют YouTube и социальные сети для выполнения школьных заданий. Подростки в возрасте 13-17 лет чаще пользуются телефоном, чем смотрят телевизор (76% против 72%), тогда как дети 8-12 лет – наоборот (39% против 72%). Так или иначе, многие за день успевают посмотреть во множество экранов: телефона, телевизора, ноутбука, музыкального плеера или планшета, электронной книги, игровой приставки. Вследствие этого у подростков растет скорость восприятия информации, однако возникает трудность с тем, чтобы удерживать внимание на одном предмете дольше 8 секунд.
Может ли ребенок продуктивно учиться, если он не в состоянии удерживать внимание на одном предмете больше 8 секунд? Однозначный ответ – конечно нет!
Вследствие особенностей социальной среды у ребенка формируется клиповое мышление. Не потому что ребенок родился таким. Ему были созданы условия для развития определенного типа восприятия. Для того, чтобы поменялись когнитивные способности ребенка, можно поменять условия, в которых ребенок формируется.
У клипового мышления есть два условно положительных момента – это ускорение реакции и защита от информационных перегрузок. В некоторых жизненных обстоятельствах это необходимо. Никто не предлагает избавиться от него полностью, но одного этого вида мышления для полноценной жизни совсем не достаточно. При клиповом мышлении информация поступает обрывочно, бессвязно, не складываясь в логическую цепочку, не формируя единую картину мира. Информация исключительно поверхностна и не позволяет делать глубокий анализ и выводы. Вследствие информационной перегрузки растет объем оперативной памяти, а объем долгосрочной значительно сокращается. Все это сказывается как на отдельном индивиде, так и на состоянии общества в целом. Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее.
Человек с клиповым мышлением становится похожим на макет. Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго… Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству молодых людей непреодолимыми объемами информации.
Как бороться с минусами клипового мышления?
В мире растет количество гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания. Многие путают это с дефицитом родительского внимания, а реально это неспособность удерживать внимание на предмете, что приводит к неуспеваемости в учебе. В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. В США рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно: никаких душещипательных и дисциплинарных мер, медикаменты и точка. В Германии на одного такого ребенка по два педагога, и в этой стране с существующим распределением детей по школам в зависимости от интеллектуальных способностей гиперактивный ребенок никогда не попадет в гимназию. Распределение по школам в Германии производится без учета мнения родителей, возможности влиять на этот процесс у родителей нет. Одним словом, вопрос стоит давно и остро.
Я как учитель рисования вижу, что у нас все делается для того, чтобы развивать гиперактивность, или, в лучшем случае, вовсе не считать ее проблемой. Объясню это на своем предмете изобразительное искусство, преобразованном в художественный труд.
На уроках сократились работы с созданием и анализом изображений, что в дальнейшем скажется на способности удерживать внимание ребенка на одном предмете, на зрительной памяти, мыслительных процессах, эмоциональном интеллекте (а в целом это скажется и на социуме – его гуманности, его экономическом состоянии). Обучение должно быть не тематическим (на основе сквозных тем), а предметным. Сейчас происходит перескакивание с одной темы на другую, никак не связанную с предметом –происходит такая же нарезка не связанной друг с другом информации, что усугубляет ситуацию с клиповым мышлением.
Существуют ли технологии предотвращения развития клипового мышления у детей дошкольного и школьного возраста?
На самом деле есть удивительно простая, действенная и неоднократно использованная технология. Рисование с натуры или по образцу – идеальный способ зафиксировать внимание ребенка на предмете. Когда ребенок рисовать еще не умеет, он больше рассказывает о том, что пытался изобразить. Чаще всего он обозначает предмет как некий символ – предшествие письма. Символ, как правило, безличный, как правило, головоног или палка, палка огуречик с кружочком двумя точками и ртом – он не рисует человека, он его обозначает. Так происходит и с другими предметами – деревьями, домами, животными.
Восприятие и мышление ребенка развивается постепенно, также постепенно развивается речь. Если ребенка вовремя не научить фиксировать свое внимание на предмете, рассматривать его, то он и в дальнейшей жизни не только не научится рисовать, но не сможет анализировать увиденное, наделять предметы личными особенностями, деталями. Ребенок будет не только коряво писать, в его речи будут отсутствовать имена прилагательные.
Почему именно рисование с натуры или по образцу?
Все очень просто – чтобы у тебя получилось нарисовать предмет, а не символ, тебе необходимо его внимательно изучить. Его размер, положение в пространстве, высоту и ширину, форму, пропорции (соотношение частей), текстуру, цвет. А если предметов несколько, то еще и взаимоотношения предметов по размеру, положение относительно друг друга, линии горизонта, теней, цвета, света. Подключается не только правое, но и левое полушарие, потому что происходит анализ изображения. На изучение предмета нужно достаточно времени, ни о каких восьми секундах не может быть и речи.
Увидел ребенок или нет? Проверить это просто. Убрать изображение и попросить описать словами, дать предмету характеристики. Задать наводящие вопросы. Если ребенок не увидел, он быстро попросит показать снова, для более детального рассмотрения. Так подключается зрительная память и речь.
Ты рассмотрел предмет. Но чтобы перенести его на лист бумаги, тебе его надо удержать в голове. В таких случаях я говорю детям: сфотографируй глазами, глаза закрой, держи в голове, рассмотри все детали и тонкости в своей голове, не запомнил – посмотри еще раз, только потом рисуй.
Рисование с натуры или по образцу помогает детям воспринимать мир таким, какой он есть. Вы обращали внимание на то, что маленькие дети всегда рисуют два глаза на одной стороне, даже если лицо человека или голова птицы или животного повернута к ним одним боком, и видно только один глаз? Потому что они опираются на представление о том, что глаза непременно два, даже если изображение находится у них перед носом. Это опять скорее символ объекта, а не реально видимый объект. Некоторые дети умудряются даже при объемном, скульптурном изображении пристроить оба глаза на одну сторону от клюва птицы. Ведь у них навык наблюдения и пространственное мышление еще не сформированы. А прилепить хвост на живот или лапы на шею, посадить нос на лоб, а глаза на место ушей – вообще распространенное явление. Можно четко наблюдать как формируется мышление и восприятие у ребенка при помощи созданных им изображений.
Рисование с натуры дает сразу несколько важнейших навыков и умений:- Навык длительной концентрации на одном предмете – главный навык в борьбе с формированием клипового мышления.
- Наглядно-действенное мышление
- Предметно-действенное
- Аналитическое мышление: умение анализировать предмет и взаимоотношения между предметами, Определять разницу межу ожидаемым (представляемым) и реальным, ребенок научится видеть окружающий мир таким, какой оно есть, на самом деле
- Пространственное мышление: (соотношения предметов с пространством, их положением в пространстве, их изменчивость в пространстве)
- Абстрактное мышление: цвет, кривизна, красота и т.п
- Зрительная память – это то, что отлично тренируется рисованием с натуры
- Расширение словарного запаса: описывая предметы, давая характеристики предметам.
Все это – вакцина от клипового мышления. Да, развитие воображения тоже необходимо и заданий в новых программах по художественному труду более, чем достаточно. Но не имея необходимых навыков-инструментов, ребенок не сможет воплотить свою задумку в рисунке или скульптуре.
Задания на развитие воображения, рисование по представлению необходимы, так как они развивают наглядно-образное и ассоциативное мышление. Они учат ребенка синтезировать различные свойства объектов для создания совершенно новых объектов и пространств.
Рисование по воображению и представлению может происходить только тогда, когда при помощи инструментов он может воплотить свой замысел. И как минимум рука уже у него должна быть поставлена, она должна свободно двигаться и воспроизводить любую задуманную форму. А сейчас очень много детей, пришедших в первый класс в шестилетнем возрасте, не умеют правильно держать карандаш – то держат его слишком низко, почти за грифель – в этом случае они из-под руки не видят, куда ведут линию – то слишком высоко, то наклон неверный, то нажим не могут регулировать, то кисть руки двигается скованно, то локоть от стола боятся оторвать, что тоже сковывает движения рук.
Именно по этой причине я спорю о целесообразности рисования портрета неподготовленными детьми и о целесообразности рисования фигуры человека в движении с автором учебника Рауповой. Эта категория детей смотрит, но не видит, они не рисуют, они ставят символ – только это позволяют им сделать их моторные навыки и полное отсутствие внимания к деталям.
Есть статистика, полученная мною на практике, от которой я отталкиваюсь – сколько детей справились с заданием. Чему научился каждый из них за конкретное занятие. Конечно, мы рисовали автопортрет и было весело – то глаза почти на ушах, то они почти на темечке, то круглые, как пузыри. И все это при доскональной демонстрации поэтапно на доске, с осью симметрии, делением лица на три части. Объяснением, что это линии, которые помогут вам правильно расположить части лица, объяснением, что глаза похожи на листик, а не на круг. В итоге с заданием справились только те дети, у которых я сама вела рисование в детском саду до этого, и еще один мальчик, который посещал ранее другую изостудию.
Иллюстрации Павла Овчинникова