Во вторник в Турине начнется “Евровидение-2022”, противоречивый, часто пошлый и смешной, последние 20 лет инструментально-политический и где-то талантливый конкурс песен. О том, какие краски 66-му смотру музыкальных европредпочтений придал военный конфликт на востоке этой части света, рассуждает Роман Райфельд.
Мне приходилось несколько лет комментировать этот конкурс для казахского ТВ. Оставлю в стороне все, что думаю о телешоу. Отмечу лишь, что сделано оно высокопрофессионально и иногда в нем, если не побеждают, то участвуют вполне голосистые артисты с крепкими песнями и любопытными номерами. В частности, это касается русских и украинцев.
Немного истории песенной войны двух стран, ставшей в той или иной степени прологом войны настоящей. Главным участником процесса здесь является Европейский вещательный союз (ЕВС), который и принимает решения в соответствии со своими политическими интересами. Просто примите это к сведению без слюней и соплей, даже если у вас жовто-блакитная аватарка или невидимый ватник на теле.
Далекий 2009-ый... От России в конкурсе принимает участие родившаяся в Киеве заслуженная артистка Украины Анастасия Приходько. Настя победила в очередной российской “Фабрике”, и продюсер Константин Меладзе как мог продавил ее участие в “Евровидении” именно от своей РФ. Факт: певица участвовала в украинском отборе в тот год, но проиграла, после этого ее и предложили как представительницу соседней державы. Добавлю: вокалистка после этого еще дважды участвовала в украинских отборах на конкурс, но всякий раз оказывалась за бортом.
На сцене “Олимпийского” (конкурс проводился тогда в Москве после победы Д. Билана в 2008 с песней “Believe” - помните, там еще Плющенко на сцене катался?) Настя исполнила шикарную песню “Мамо” на двух языках: русском и украинском. Это было ее условие, и его приняли. Песенный триумф русско-украинской дружбы, который сегодня без слез и вспоминать нельзя. Специально даю тут ссылку на видео, потому что потрясающий эффект крепкой песни Меладзе многократно усиливается достойным и технологичным сценографическим решением, что состаривает Приходько до возраста 70 лет прямо на ваших глазах.
Тем не менее, 11 место. Европа песни не оценила. Обе страны тогда были ей не особо интересны. Посмотрим на историю участия России (1994-2022 гг.) в конкурсе. Побеждала 1 раз, несколько лет не участвовала по разным причинам — но это дело обычное на “Е-видении”. В 1998, к примеру, ее не допустили из-за плохого результата Аллы Борисовны (1997, 15-е место). В 1999 поставили в угол — отстранили от участия за отказ транслировать “Е-видение-98”, в котором страна не участвовала. Еще был 2017 - опять скандал, уже из-за Украины. РФ должна была представлять Юлия Самойлова, но въезд в Киев (конкурс проходил там) ей запретили из-за выступления артистки в Крыму.
Ну и, понятное дело, РФ забанили в 2022. Последний случай развивался так. 24 февраля случилось сами знаете что, в тот же день ЕВС (по инициативе украинских вещателей) рассмотрел вопрос о прекращении членства двух российских телеканалов. Поясню: без членства в ЕВС или Евросоюзе участвовать в “Е-видении” невозможно, собственно это поясняет и НЕучастие Казахстана в этом шоу. 25 февраля потребовали отстранить Россию от участия все страны Балтии, и все скандинавы, кроме Швеции. В тот же день РФ дисквалифицировали, пояснив, что участие страны в песенном состязании может нанести ущерб репутации конкурса. 26 февраля, как наш ответ Керзону, оба русских канала вышли из ЕВС. 1 марта ЕВС подтвердил исключение России из организации.
Но это не все скандалы на “Евровидении-2022”, связанные с двумя государствами. В середине февраля Украина обьявила о завершении своего национального отбора и что представлять ее в Италии будет рэперша с крайнего запада страны, глубокая и мощная артистка, финалистка “X-фактора” Алина Паш. Но, спустя несколько дней в украинских СМИ всплыла история о том, что певица посещала запретный полуостров. Есть юридическая тонкость: с территории Украины украинцам в Крым можно, а вот из РФ - нельзя. В общем украинский “Перший” телеканал провел расследование и косвенно доказал, что Алина попала в Крым не оттуда, откуда дозволено. И в результате еще до начала боевых действий между странами Паш под давлением была вынуждена снять свою кандидатуру.
Так представлять страну на итальянской сцене стал занявший второе место в национальном отборе Kalush Orchestra, сайд-проект популярной хип-хоп группы “Калуш”, чей лидер родом из ивано-франковских краев. Думаю, только чудо может уберечь несущий гуцульские национальные ценности заводной коллектив от победы с песней-воспоминанием о матери. “Стефания”, кстати, достойна победы, вполне: бодрая, современная, аутентичная, с трогающим душу текстом и модным битком. Жаль, победит она не из-за этих качеств, а по политическим, угодным ЕВС мотивам.
Россия 8 раз входила в тройку лидеров “Е-видения”, побеждала единожды, кстати, на втором месте в тот год была Украина (Ани Лорак). Украина участвует в конкурсе с 2002, побеждала дважды, в тройке лидеров была трижды. Первая победа был вполне достойной и честной - Руслана, если кто помнит, украинская Шакира с “Wild Dances”. Простим ей абы как слепленный английский текст, песня заводит и звучит - это главное. А вот второй раз уже был чистой воды конъюнктурой: Джамала в 2016 году выиграла с композицией “1944” об изгнании татар из Крыма - привет Сталину. По иронии, украинская Википедия как-то обходит стороной негативную позицию самих крымских татар, за которых переживала певица, в связи с итогами референдума 91 года и преобразованием Крымской области в Крымскую АССР в составе УССР. Позднее ее переименовали в Республику Крым, а в 1994 — в Автономную Республику Крым в составе Украины. Но вернемся к конкурсу.
В 2017 году Украина отказалась от участия в нем, мотивировав это экономическим и политическим кризисом в стране: последствия “Евромайдана”. В 2019 - по внутренним причинам ВСЕ занявшие верхние места национального отбора коллективы и артисты (включая победительницу Maruv) от участия отказались. Сами, как сообщали в СМИ. По факту же их “отказали” украинские власти, т.к. все они выступали с концертами в России. Рекомендую почитать аналитику “Голоса Америки” на их сайте на эту тему. Процитирую лишь кусочек. “Политолог Юрий Романенко: «...весь дебилизм нашего государства, вся его немощь, вся его квотность, вся его «принципиальность» – когда от певцов требуют не ездить в Россию, а с другой стороны – контрабандные схемы для поставок по завышенным ценам в украинскую армию старых запчастей для танков и бронетехники – вот это все в этом казусе Maruv во всей красе проявилось.» Шел 2019 год.
После пандемичной отмены конкурса он вернулся в 21-м году. Наступил 2022-ой. Первый украинский канал не будет транслировать телешоу, т.к. по нему круглосуточно показывают войну. Угадайте, за какую страну в мирные годы больше всего голосовали украинские телезрители и жюри? К слову, эта же страна входит в десятку голосовавших наиболее рьяно за украинских участников. Девиз европейского песенного состязания этого года, организованного когда-то, чтобы сплотить страны Европы после Второй мировой - “Звук красоты”. Девиз такой же лицемерный, как и сам конкурс, и ЕВС, его проводящий. О какой красоте может идти речь, если в Европе война? И я уже даже не знаю, от чего больнее, что печалит сильнее: то, что все эти годы вытворяют такие бюрократические международные организации-манипуляторы, пропаганда властей обеих конфликтующих стран или собственно военное месилово двух некогда сердцами друживших народов.
В любом случае “Евровидение” с его 40 участниками этого года - никак не праздник песни, не шоу единения, а просто дорогой телемузыкальный мессенджер. И сообщение его далеко не про доброту, мир, звуки и красоту.
__________________________________
Автор: Роман Райфельд