Искусствовед и автор Esquire.kz Лира Бекболатова сходила на новую постановку Астана Опера «Дон Кихот» и постаралась определить главные достоинства и слабости премьеры.
Этот спектакль, которому насчитывается около ста пятидесяти лет, ожил на театральных подмостках «Астана Опера» в минувшие выходные. Вместо ожидаемого сдержанного балета, как думалось на первый взгляд, на сцене разыгрывалась живая картина средневековой Испании, с ее страстями, танцами и ослепительными костюмами.
Дон Кихот – это первый в репертуаре «Астана Оперы» спектакль, который заряжает зрителей небывалой энергетикой. В нем есть и радость, и переживания и изрядная доля юмора. Конечно, не обошлось без удивления, когда вместо Дон Кихота в центре сюжета оказались персонажи Китри (дочь местного трактирщика), Базиль (возлюбленный Китри, он же цирюльник) и Гамаш (незадачливый дворянин), которых и не сразу-то вспомнишь в романе М. Сервантеса. Сей любовный треугольник, который благополучно разрешился не без помощи странствующего рыцаря и его помощника, составил фабулу феерического балета.
Главные герои спектакля буквально свели публику с ума. Каким чувством меры и профессионализма необходимо обладать, чтобы не преувеличить или преуменьшить того, кого ты хочешь изобразить? Мадина Басбаева была очень выразительна и естественна в образе избалованной кокетки Китри. Казалось, она нарочито акцентировала зрительское внимание на прыжках и вращениях, тем самым не отвлекаясь на мелкие па. Не обойти вниманием и знаменитые 32 fouette Китри в финале балета, с которыми сеньорита Басбаева справилась легко и непринужденно. Бахтияр Адамжан как всегда, был на высоте. Его дебют в качестве Базиля достоин самых высоких похвал. Чувство юмора, подлинная грация и легкость движений позволили ему на время превратиться в благородного кавалера Китри. Заметно повеселили публику сцены с Дон Кихотом и Санчо Пансой в первом акте. Роль помощника рыцаря позволили Бостану Кожабекову раскрыть весь свой актерский потенциал. Он был местами смешон и неуклюж, временами ворчлив, тем самым усиливая комедийность спектакля.
Блестяще были поставлены испанские фанданго и сегидильи для кордебалета. Наполненные подлинно испанским духом, с веерами и тамбуринами в руках, танцовщики создали настоящую атмосферу праздничной фиесты. Дополнительную фееричность спектаклю обеспечили костюмы оскароносной Франки Скуарчапино. Гайд-лайном всех костюмов выступили различные градации цветов испанского флага. Особенно запомнились алые capote de torero, которыми так эффектно размахивали тореадоры. Аплодисментов заслуживает и танцовщик Жанибек Ахмедиев, исполнивший партию Эспады. В его движениях и во взгляде было столько влюбленности и полного погружения в свой образ, что не обратить на него внимания было бы непростительным грехом.
Настоящее эстетическое наслаждение доставила сцена в лесу в третьем акте. Как только открылась картина, по залу эхом раздались звуки тихого восторга, потому что столь приятное глазу зрелище можно увидеть разве что в Диснеевских мультфильмах. Дриады в безумно красивых пачках мятного цвета были на удивление синхронны и очень воздушны в своих вариациях, что еще больше усиливало эффект эфемерности образов лесных нимф.
Подытоживая, необходимо отметить, что балет «Дон Кихот» - это не пластическая интерпретация романа М. Сервантеса. Это не романтические искания безумного страдальца и далеко не борьба с ветряными мельницами. «Дон Кихот» - это самая настоящая испанская фиеста в лучших балетных традициях, которую стоит увидеть каждому. Если Вы не знаете, чем занять себя холодным зимним вечером, а душа просит тепла и радости, прошу любить и жаловать! Необходимая доза эндорфинов и хорошее настроение после просмотра «Дон Кихота» гарантируется.
Лира Бекболатова
Лира Бекболатова