В казахстанский прокат вышла новая картина студии А24 «Герой наших снов». Продюсером проекта выступил известный постановщик Ари Астер («Солнцестояние», «Все страхи Бо»). Ещё до премьеры фильм запомнился своим агрессивным маркетингом, строящимся вокруг неожиданных появлений персонажа Николаса Кейджа в различных частях света. Необычная работа полюбилась многим западным журналистам, однако некоторые отмечали неспособность режиссёра Кристофера Боргли развить заявленные темы. По мнению кинокритика Ораза Керейбаева, фильм точно стоит просмотра, хотя «Герой наших снов» часто теряется в собственной задумке.
Сюжет
Профессор Пол Мэтьюс в исполнении Николаса Кейджа — это один из наиболее скучных людей, живущих на Земле. У него вполне стандартный брак, включающий проблемы в общении с дочкой и давно остывшие отношения с женой. Мужчина десятилетиями преподаёт биологию в университете. Как несложно догадаться, студенты не горят желанием посещать его лекции и порой просто засыпают во время занятий.
Его жизнь могла бы и дальше идти своим чередом, если бы в один день большое количество людей не обнаружило Пола в своих снах. Сначала дочь Ханна говорит об этом отцу, а после студенты начинают перешёптываться в коридорах, что видели своего профессора прошлой ночью. Очень быстро он становится мировой сенсацией, появляясь во снах людей по всему миру. Что же он там делает? Ничего. Мужчина просто стоит и наблюдает, являясь этаким пассивным персонажам сна. Но многие начинают предавать смысл неожиданным появлениям Пола, говоря об его способности успокоить спящего, если ему снится кошмар.
Естественно, жизнь Пола мгновенно меняется, превращая его из никому не нужного профессора в звезду мирового порядка. Вдруг его книгой об эволюции муравьёв заинтересовываются печатные издания, а его лицо хотят купить главные мировые бренды. Казалось бы, Пол наконец-то добился признания, которого он тайно жаждал все эти годы. Но тут его фигура, появляющаяся в снах, начинает нападать на людей, избивая их, охотясь за ними и даже пытаясь изнасиловать их. Наш протагонист не может контролировать этот феномен. Казалось бы, он не сделал ничего плохого, но в одночасье мужчина становится главным врагом общества. Далее Полу приходится противостоять навалившимся трудностям, чтобы сохранить свою репутацию.
Актуальный юмор
«Героя наших снов» следует похвалить за искромётный юмор, который завязан на современной интернет-культуре. В течение фильма нас забрасывают названиями различных брендов, онлайн- трендами и разговорами о селебрити. В эти моменты чувствуется, насколько сильно режиссёр Кристофер Боргли устал от постоянного инфошума. Поэтому он точно так же перегружает нас ненужной информацией о виртуальном мире. Помимо этого в картине можно найти немало остроумных отсылок к поп-культуре прошлого, как, например, сравнение Пола с Фредди Крюгером, который тоже приходил к подросткам в кошмарах. Наконец, стоит выделить невероятно смешное камео Майкла Серы, который в последние годы также получил огромную фан-базу за свою мемную персону.
Критика культуры отмены
То что происходит с Полом в фильме — это явная аллюзия на историю успеха и падения практически любой знаменитости. Сначала общество возводит человека до небес, чуть ли не сравнивая его с Богом, а после роняет его с Олимпа. За последние годы мы всё чаще и чаще наблюдаем за схожими кейсами в реальной жизни, а у процесса уже давно появилось название «культура отмены». Поэтому, конечно же, это был лишь вопрос времени, когда Голливуд выпустит фильм, критикующий эту самую культуру отмены.
Тем не менее стоит отметить, что в американском обществе культура отмены часто направлена на людей, чьи действия являются аморальными или же нелегальными. То есть в большинстве своём ненависть общества обоснована. Тут можно вспомнить уже хрестоматийный пример с Кевином Спейси и недавний скандал с Джонатаном Мейджорсом. Однако «Герой наших дней» решает пойти другой дорогой, выставив Пола в качестве невинной жертвы культуры отмены. Зрители видят, что мужчина не пытается сделать ничего плохого людям в их снах, но его образ всё равно становится причиной кошмаров населения Земли. Поэтому авторы фильма предлагают нам сопереживать человеку, на которого обрушилась ненависть столь больших масштабов.
Хотя картина точно показывает все стадии, через которые проходит знаменитость в попытках обелить свою репутацию, «Герой наших снов» будто забывает, что такие извинения перед обществом часто оказываются не искренними, а селебрити реально виновны в том, в чём их обвиняют. Боргли в своей картине смеётся над культурой отмены, вскрывая её недочёты и доводя образ онлайн-активистов до абсурда. Но вместе с этим автор игнорирует тот факт, что культура отмены часто оказывается полезной обществу.
Нераскрытый потенциал
Боргли строит фильм на различных, якобы умных метафорах и критике современного общества. Однако все его авторские потуги легко читаются и оттого не вызывают большого интереса зрителя. Как и параллель между Полом и любым селебрити, испытавшем на себе культуру отмены, другие параллели также оказываются до ужаса понятны.
К примеру, в начале фильма мужчина проводит лекцию, где объясняет, почему зебры имеют именно такой окрас. По его словам, это нужно, чтобы толпа зебр могла слиться в единое стадо и ввести хищника в замешательство. Однако стоит одной зебре выделиться, как она сразу же станет лёгкой добычей для зверя. Естественно, этот монолог легко переложить и на современный подход к популярности: стоит тебе выделиться, как тебя тут же съедят. Уже ближе к концу фильма Полу снится кошмар, где он ведёт охоту сам на себя. Всё это в очередной раз отсылает на зебру и хищника. Схожие понятные и оттого скучные метафоры можно найти на протяжении всей картины.
Точно так же лента пытается создавать аллюзии на проблемы современной Америки, включая шутки над республиканцами и культуру потребления. Все эти параллели мы уже видели десятки раз в других работах, пытающихся зацепить зрителя поднятием актуальных тем. Тут стоит отметить, что Боргли никак не привносит ничего нового и не развивает свои идеи, а лишь меняет один знакомый образ на другой.
Николас Кейдж
В последние годы Николас Кейдж сам стал своего рода интернет-мемом, а его роли с каждым фильмом становятся всё более непредсказуемыми и оттого завораживающими. Тут можно вспомнить и его работу над экспериментальным хоррором «Мэнди» и гротескную роль Дракулы в комедийном «Рэнфилде».
В случае с «Героем наших дней» Кейдж вновь покоряет зрителей своим неуклюжим и посредственным персонажем. Контрастируя на своей эксцентричной селебрити-персоне и вполне уравновешенным образом Пола у Кейджа получается показать чуть ли ни одну из самых запоминающихся работ 2023 года. Тут стоит напомнить, что за роль в «Герое наших снов» актёр был номинирован на премию «Золотой глобус». Поэтому картина Боргли, хоть и неидеальна с точки зрения раскрытия тем, точно стоит просмотра ради великолепного перформанса Кейджа.
Вывод
«Герой наших снов» — это вполне интересный фильм, с большим количеством нестандартных тем. Николас Кейдж блистает в каждом кадре, полностью отдаваясь своему застенчивому персонажу-неудачнику. Камео Майкла Серы, связь с современными интернет-трендами и большое количество качественного юмора также привлекут зрителя. Тем не менее неспособность автора чётко выразить собственные идеи и развить их в выбранном русле портят впечатление от картины. Кристофер Боргли пытается быть актуальным и идти в своём фильме против принятых устоев, но в итоге он теряется в собственном концепте, выдавая зрителям неплохой фильм на вечер, но не более того.
Автор: Oraz Kereibayev