Прошло 20 лет с тех пор, как друзья детства Джеймс Ван и Ли Уоннелл за два дня сняли 10-минутный короткий метр «Пила». Вряд ли выпускники австралийской киношколы тогда подозревали, что их любительский ужастик, создававшийся на чистом энтузиазме, в конечном счете разрастется до самой кассовой хоррор-франшизы современности. В конце сентября зрителей ждет очередная, уже 10-я по счету глава саги о серийном убийце Джоне Крамере. По такому случаю Esquire Kazakhstan составил рейтинг всех частей пыточной эпопеи, некогда изменившей облик целого жанра.
Пила 3D
К концу 2000-х «Пила» изжила себя и стала походить на мыльную оперу, обилие сюжетных линий которой пугает похлеще любого экранного насилия. Когда история о маньяке-моралисте окончательно зашла в тупик, сценаристы Патрик Мелтон и Маркус Данстэн попыталась изящно ее закольцевать: слетевшего с катушек детектива Хоффмана, после смерти Крамера ставшего главным антагонистом, ловит доктор Гордон из первого фильма, а предполагаемый финал хоррор-сериала разворачивается в той же ванной комнате, где все когда-то начиналось. На бумаге выглядит красиво, но по факту седьмая кинолента напоминает монстра Франкенштейна, сшитого наспех из абсолютно не сочетающихся между собой деталей. И если прежде содержательные промахи перекрывались ультракровавыми сценами, то в седьмой части нет и этого: все убийства заточены под 3D и даже в год выхода смотрелись мультяшно.
Пила 8
Несмотря на разгромные отзывы критиков, «Пила» до последнего приносила студии огромные деньги. Вероятно, именно финансовый аспект побудил Lionsgate спустя семь лет реанимировать свою дойную корову. По сюжету город охватывает волна преступлений, совершенных в духе давно усопшего психопата Джона Крамера, более известного как Конструктор. Пока полицейские безуспешно ищут имитатора, на изолированной ферме начинается жуткая игра на выживание. Работать над перезагрузкой «Пилы» чуть ли не впервые пригласили людей со стороны, поэтому сохранялась надежда, что во франшизу удастся вдохнуть новую жизнь. Но нет. Сюжетный твист угадывается наперед, персонажи – картонные даже по меркам жанра, а смертоносные ловушки — самые скучные в серии.
Пила: Спираль
Бесчисленные недостатки не помешали восьмой «Пиле» собрать все деньги мира. Не мудрствуя лукаво, алчные продюсеры вскоре перезагрузили кинофраншизу во второй раз, но теперь по-настоящему. К удивлению фанатов, автором идеи, продюсером и исполнителем главной роли девятого фильма выступил Крис Рок, известный преимущественно по комедиям. Он играет принципиального копа, расследующего серию зверских убийств, совершенных – кто бы мог подумать – очередным подражателем Конструктора. Нового Джордана Пила из Рока, конечно же, не вышло. К чести комика, труп Крамера на сей раз никто не выкапывает, но и создать нечто оригинальное на базе «Пилы» ему оказалось не по силам. И даже возвращение в режиссерское кресло Даррена Линна Босмана, снявшего части со второй по четвертую, ситуацию не спасло.
Пила 4
Когда триквел окончательно закрепил за хоррор-сагой статус народного хита, компания Lionsgate поставила производство на поток. Перед сценаристами Мелтоном и Данстэном, сменившими Ли Уоннелла, стояла непростая задача: расширить мифологию «Пилы» без Крамера, скончавшегося в третьем фильме. С их подачи злодеем становится полицейский Марк Хоффман, последователь Конструктора, а сам маньяк отныне появляется во флэшбеках, из которых зритель узнает о его трагическом прошлом. Пыточных механизмов и крови тут еще больше, однако мудреный сюжет трещит по швам из-за логических несостыковок и обилия нововведенных персонажей.
Пила 5
После четвертой части от киносериала утомился даже постановщик Даррен Линн Боусман, покинувший проект. Но шоу должно продолжаться, поэтому студийные боссы утвердили в качестве режиссера Дэвида Хакла, работавшего над предыдущими «Пилами» художником-постановщиком. С его приходом градус насилия снизился в угоду детективной линии: бойня, несмотря на пятерых участников, задвинута на второй план, тогда как в центре внимания – противостояние агента Страма и детектива Хоффмана. Кроме того, раскрываются причины, по которым прилежный ученик Конструктора взялся убивать. Хоть какое-то разнообразие.
Пила 6
Вопреки невзрачным кассовым сборам, «Пила 6» – лучший сиквел со времен третьего фильма. Да, на авансцене опять Хоффман, так и не поравнявшийся с истинным Конструктором. Переиграв настырного Страма, оборотень в погонах вступает в схватку с Джил, вдовой своего наставника. И если ключевые сюжетные перипетии вызывают лишь зевоту, то игра на выживание здесь – одна из наиболее эффектных во всем киносериале. Жертва – циничный страховщик, когда-то отказавший Крамеру в ссуде на лечение рака. Головоломки вновь становятся изобретательными, да и в основе творящегося на экране безумия наконец-то лежит едкий социальный комментарий.
Пила: Игра на выживание
В 2004 году Ли Уоннелл и Джеймс Ван, вдохновившись успехом «Ведьмы из Блэр», сняли собственный малобюджетный хоррор, сопоставимый по уровню влияния на жанр. Тут еще нет бьющей через край жестокости, с коим прочно ассоциируется сага, а основные события разворачиваются в тесной комнатушке. Зато есть новаторский концепт, который будет нещадно эксплуатироваться другими кинематографистами следующие 20 лет. Уоннеллу и Вану удалось достичь небывалого саспенса, благодаря которому камерная история с двумя людьми и одним трупом держит в напряжении вплоть до обескураживающей развязки. Первая «Пила», многократно окупившая свой смехотворный бюджет, положила начало специфическому субжанру хоррора «пыточное порно», а ее талантливые соавторы в итоге построили яркую карьеру в Голливуде.
Пила 3
По мнению многих поклонников, если бы студия смогла вовремя остановиться, то из «Пилы» получилась бы идеальная трилогия. И с этим сложно поспорить. Во-первых, в триквеле Конструктор завершает свою финальную игру на смертном одре, утягивая за собой верную помощницу Аманду, во-вторых, это последняя часть, к созданию которой приложил руку Уоннелл. Именно после третьего фильма философия Крамера стала деградировать в угоду зрелищности, тогда как сама кинофраншиза превратилась в «Санта-Барбару».
Пила 2
Бесспорно, уже в первой «Пиле» были все характерные атрибуты кинофраншизы: резкий монтаж, нелинейное повествование и обязательный финальный твист под увертюру Hello Zepp Чарли Клаузера. Но свой привычный вид «Пила» обрела именно в сиквеле. Режиссером продолжения выступил Даррен Линн Боусман, несколько лет вынашивавший идею о кровавом реалити-шоу, где участники бьются насмерть. Получив заветный шанс, молодой постановщик воспользовался им сполна, адаптировав собственную задумку под «Пилу». Боусман выкрутил рубильник с мясом на максимум: подопытных теперь не двое, а сразу восемь, поэтому человеческие конечности разлетаются в разные стороны по поводу и без. Между тем философствующий маньяк в исполнении Тобина Белла вышел на передний план и встал в один ряд с культовыми душегубами вроде Крюгера, Майерса и Лектера.
Автор: Максим Федоров