Государственный музей искусств им. Кастеева и арт-галерея «Экзотика» (Астана) представили в Алматы выставку «Образы Независимости» из частной коллекции Клары и Даны Исабаевых. Коллекция формировалась в 90-х годах ХХ века и начале двухтысячных. Это время образования и формирования независимого казахского государства и искусства Независимого Казахстана.
Базисом и предпосылкой искусства Независимого Казахстана стало казахское декоративно-прикладное искусство, искусство советского Казахстана, социалистический реализм, русские и европейские реалистические традиции, современное искусство – контемпорари арт.
Но одной из самых ярких особенностей искусства Независимого Казахстана стал рост национального самосознания, выразившийся в огромном интересе художников к своему историческому прошлому, к древней и недавней истории нашей страны, как уходящей в глубь тысячелетий, так и драматическим событиям ХХ века. В период конца девяностых и начала двухтысячных сократилось государственное финансирование на закуп произведений искусств в казахстанских музеях, и поэтому этот период, по признанию многих искусствоведов, представлен в музеях крайне скудно.
На выставке экспонируются более 40 произведений современных казахстанских и зарубежных художников – Аркадия Горбатова, Нелли Бубэ, Бейсебека Аканаева, Гульжамал Тагеновой, сестер ГаБо, Андрея Назаренко, Александра Ермоленко и других, проникновенно воспевающих богатое историческое прошлое нашей страны и многовековые традиции, отголоски великих караванных путей, связь времен, родную землю и ее природу, открытие границ внешнего мира и возможность любоваться его самыми отдаленными красотами. Среди зарубежных художников – выдающий кыргызский живописец Жыргал Матураимов, художник из Сан-Франциско Карлос Кузма и художники Доминиканской Республики, работающие в стиле гаитянский наив. Это живописные и графические работы, а также картины, исполненные в смешанной рельефной технике.
Клара Исабаева увлекалась изобразительным и декоративно-прикладным искусством более 50 лет, собирая сначала марки, затем книги и затем сами оригинальные произведения искусства. Посетив лучшие музеи мира с богатейшими коллекциями, Клара выбрала для коллекционирования искусство Казахстана и Центральной Азии, увидев его уникальность и самобытность.
Исторический ориентальный натюрморт Аркадия Горбатова «Отрарская керамика» уносит нас в атмосферу богатейшего средневекового города на Великом Шелковом пути. Художник сам лично участвовал во многих археологических экспедициях и раскопках, и вся изображенная керамика – это настоящие отрарские исторические кувшины и чаши, которые сейчас демонстрируются в разделе средневековья Национального музея в Астане.
Стилизованный под старину групповой портрет «Даланың еркелеры» - или «Баловницы степи» Нелли Бубэ изображает беззаботность и радость молодости, веселье в юрте с любимыми подругами. Красочный мир казахской девушки художник мастерски передала многочисленными вспомогательными национальными элементами – женскими украшениями и родовыми знаками, кухонными принадлежностями: казан, ложки для кумыса, ступка, коржын, и убранством юрты с сундучками, корпешками, одеялами и дастарханом.
Работы Бейсебека Аканаева «Мелодия петроглифов» (2001) и натюрморт «Кумысный набор» (2004) отражают важные пласты нашей истории – первобытный, когда жил и творил чуть ли не первый казахстанский художник, оставивший свои замечательные рисунки на скалах. С этих рисунков и началась наша живопись, искусство как таковое. Изображая древние петроглифы Бейсебек подчеркивает, что наша земля богата талантами с доисторических времен. В центре картины легендарный музыкальный инструмент – кобыз. Его создатель музыкант и композитор X века Коркыт-ата из степей Сыр-Дарьи – дедушка нескольких тюркских народов - казахов, туркмен, азербайджанцев, турков. Инструмент, струны которого сделаны из конского волоса, обладает уникальным звучанием, и по легенде, он даже отпугнул смерть, пришедшую за Коркыт-ата. Наиярчайшее выражение степной самобытности, кобыз несет в себе множество самых сакральных смыслов – это и символ души степняка и казахской музыки, и дедушка виолончели и скрипки, и завет предков, и свидетельство древности нашей культуры. Глядя на эту завораживающую работу, мы словно слышим мелодии предков и их назидания сквозь века.
Натюрморт «Кумысный набор» Аканаева символизирует самый яркий и значительный казахский праздник Наурыз, очень древний и также вернувшийся к нам с независимостью. Насыщенно зеленый цвет картины – цвет пробуждающейся степи, прихода весны, где красочные вкрапления -расцветающие цветы. Работа символизирует обновление природы и жизни.
Дочь Клары Дана Исабаева также увлеклась коллекционированием, но ее больше привлекают красоты мира – она восхищается европейскими пейзажами Гульжамал Тагеновой – ее видами Венеции, чешскими замками, уникальными домами Вены. В Сан-Франциско, США на нее большое впечатление произвели акварели художника Карлоса Кузмы с легендарными достопримечательностями города, из Нью-Йорка и Майями она привезла графику. Среди казахстанских художников ей больше всего импонируют сестры ГаБо, живописные и графические работы которых представлены на выставке.
«Искусство обладает силой трансформировать жизни и способствовать эмоциональному благополучию, связывая человека со своим внутренним миром», – отмечает Дана Исабаева.