Известный историк, писатель и публицист Радик Темиргалиев принял предложение журналиста Гульнары Бажкеновой обсудить тему исследования казахских родов и племён. Интервью с ним опубликовал портал Orda.kz
Так, в интервью, он рассказал о том, откуда по его мнению пошли казахские роды и как они начали делиться:
"Мне кажется, правильно начать, как говорили марксисты, с базиса. Что такое базис? Это экономика. Тем более три тысячи лет назад наступил период засухи, который продолжался очень долго, земледелие стало практически невозможным. Сначала были андроновские племена – маленькие сообщества, которые возделывали на берегу водоёмов пашни и разводили скот. У них были небольшие посёлки. Археологи сейчас их раскапывают. Потом наступают столетия засухи, и земледелие становится невозможным, возникает кочевое скотоводство, для которого характерно общинное владение. Частная собственность, на которой строилось западное общество, здесь отсутствует. Землёй владеет коллектив. Учёные говорят, что в частной собственности находился скот, но, на самом деле, это тоже размытое понятие. Существовала масса механизмов распределения и перераспределения: кто-то кому-то что-то отдаёт, какие-то подарки, взаимозачёты. Если ты пострадал от джута, то я должен с тобой поделиться. На следующий год ты должна со мной поделиться. Если ты совершил преступление, то я должен тебе помочь. Такая коллективная форма ответственности и даже на скот – зыбкое понятие частной собственности. Поэтому возникает коллектив и интерес коллектива. Этот интерес соединяет людей, держит их, и они разрастаются".
Также журналист задала вопрос эксперту о том, основан ли тот или иной род на кровной связи:
"Чаще всего да, но есть большие племена, например, найманы, кипчаки – осколки больших народов найманов и кипчаков. Там был более сложный этногенез, история по-другому складывалась, они пришли как осколки. А другие племена, допустим, конырат, дулат или алшын – восемьдесят, девяносто процентов людей этих родов реально восходят к своему единому предку".
Рассказал историк и о том, какую роль играла женщина в казахском обществе в те времена:
"Если мы берём традиционную эпоху, то идёт недооценка. На самом деле женщины играли огромную, колоссальную роль в казахском обществе. Когда иноземные послы являлись к кочевникам, степнякам, то видели, что на ханском совете сидят хатуны, вмешиваются в разговор, высказывают своё мнение. Для них это было дико (для послов – примечание ред.). Это было дико не только для представителей народов востока, но и для европейцев. Женщины правили не за спиной, а прямо, участвовали в советах, походах, войнах. Знаменитый род қаракесек в бой шёл с кличем «Қарқабат». Это их прародительница, жена Мейрама. У них была масса батыров, но имя ни одного из этих батыров они не сделали своим ұраном. Они шли в бой под именем своей прародительницы и связывали могущество и благополучие своего рода с ней, считали, что благодаря ей они стали такими".
Отдельно историк рассказал о роде шапырашты и роде жалаиыр, которым принадлежит первый президент Нурсултан Назарбаев и второй президент Касым-Жомарт Токаев.
"Шапырашты был средним родом Старшего жуза, средним по масштабам и численности. Самый выдающийся герой у них Карасай батыр. Его имя стало ураном рода, это само по себе показывает масштаб личности. Имя простого человека ураном никогда не сделают.
Чем характеризовались шапырашты? Ещё Алькей Маргулан писал, что у них был культ волка. Волчьи уши, волчьи лапки, различные вещи, связанные с волчьей шкурой. Это пронизывало шапыраштинский быт. Это был очень воинственный род, несмотря на свою численность. С одной стороны у них многочисленные дулаты, с другой, мощные жалаиыры, там албаны.
Воинственный род был, даже во время восстания 1916 года русские чиновники отмечали в своих докладах воинственность рода шапырашты.
Что касается жалаиыров… Мы не проговорили эту тему, но есть общие шежіре жузов, там есть система старшинства, система престижности: кто самый старший, кто следует за ним, и так далее. Старший брат, старший сын, а этот по преданию рождён от калмычки, значит, внизу. Токалка повыше, чем калмычка, байбише — чем токал. По этой системе жалаиыры были старшим родом Старшего жуза. На пирах занимали самое почётное место, выступали первыми. Хотя не были самыми сильными. Самыми сильными и многочисленными в Старшем жузе были дулаты, которые владели всем от Семиречья до Ташкента. При этом дулаты признавали, что по старшинству жалаиыры старше всех. Это древний, тюркский род".
Полное интервью читайте по ссылке