Итоги киногода-2017 <br>от Олега Борецкого

21 декабря 2017

Символом уходящего года, безусловно, стало пресловутое слово «Харассмент» (домогательство). Пишем его с большой буквы, поскольку оно коснулось и стало черной отметиной большого количества кинознаменитостей. Слоганом года стал призыв к женской (и не только) половине киноиндустрии: «Вспомни, кто к тебе приставал, почувствуй себя женщиной!» В одном ряду с матерым продюсером Харви Вайнштейном оказались Роман Полански, Кевин Спейси, Стивен Сигал, Бен Аффлек и Дастин Хофман. Продолжение следует. Однако вернемся к началу 2017 года, к церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Обиду прошлого года за то, что «Оскар» стал so white, надо было исправить преобязательно. Что и было сделано. Обладателями наград в номинациях «Лучший актер второго плана», «Лучшая актриса второго плана», «Лучший сценарий» и «Лучший фильм» стали темнокожие таланты. Теперь в пору говорить, что «Оскар» стал so black. Но это если смотреть на итоги сквозь расовые очки, а не в объектив кинокамеры. В любом случае, радетели политкорректности, гендерного, расового и сексуального равенства были довольны. Чего не сказать о поклонниках «Ла-Ла Ленда», несуразно уступившего награду за лучший фильм года «Лунному свету». Суровая реальность с ее наркотическим и гейским привкусом победила романтические грезы. Теперь это уже история.
Возможно, самый неожиданный поворот от успешного для себя жанра сделал в 2017 году Кристофер Нолан. Культовый режиссер таких фильмов, как «Начало» и «Интерстеллар» резко повернул от фантастики к историческому материалу. Достигнув межзвездного апогея в «Интерстелларе», он решил заглянуть за «горизонт событий» Второй мировой войны. Первый фильм Нолана, снятый на основе исторических событий и посвященный чудесному спасению 300 тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции, - достойное кино, которое, хоть и не стало шедевром, но, безусловно, является лучшей военной драмой года. Уходящий год, похоже, окончательно сломал главный принцип постмодернизма «Ничего серьезного, пафосного и героического, только ирония и юмор». Сначала полной неудачей обернулись «Франкенштейн» и «Дракула», напомнившие о недосягаемой высоте одноименных фильмов Кеннета Браны и Френсиса Форда Копполы (да собственно, кто смог бы сравнится сегодня с Робертом Де Ниро в безупречном гриме монстра и Гари Олдманом в роли великого вампира?!). А в 2017-м по этому же пути провала пошла «Мумия», доказавшая, что создать тренд «героя в комической оболочке» не получается по причине недостаточного чувства юмора. Здесь не помог даже тотально успешный Том Круз. Во всяком случае в роли «стильного мальчика» из «Сделано в Америке» у него все получилось намного лучше. 2017-й стал годом выхода из моды формата 3D. Точнее, формат стал преимущественно детским. Даже такие, ориентированные на объемное зрелище фантастические блокбастеры, как «Бегущий по лезвию 2049» и «Звездные войны» вышли в равном количестве как традиционных, так и 3D-копий. Как говорится, на любой вкус и для всех поколений. Кстати, о «Бегущем по лезвию 2049». Не успел экран остыть от умной фантастики «Прибытие», как канадец Дени Вильнев заявил о выходе продолжения культового кибер-панка Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». И что интересно, опять же (35 лет спустя!) с неутомимым Харрисоном Фордом. К нему добавляется Райан Гослинг, оставивший фееричный «Ла-Ла Ленд» и Эмму Стоун ради фантастического путешествия в будущее. На сей раз битва с репликантами продолжилась и перешла на новый уровень зрелища, который впечатлил не только зрителей, но и критиков. Впрочем, чему удивляться — визуальные миры Ридли Скотта всегда отличались великолепным качеством. Embed from Getty Images Примечательно, что Ридли Скотт к своему 80-летию так и не смог успокоиться по поводу пришельцев из космоса. После отлично сделанного «Прометея» он отправил выживших членов экспедиции, включая голову андроида Дэвида – Майкла Фасбендера, на планету под названием Рай, где обитают инженеры, создавшие нас с вами, одним словом – Боги. При таком раскладе замысел режиссера оказался вполне очевидным: завет от Ридли Скотта замахнулся на место Ветхого и Нового. И если в этой затее Скотту что-то удалось, а что-то оказалось наивным, то уж точно, кто оказался не промах, так это Майкл Фасбендер, сыгравший, пожалуй, лучшего злодея года. Уходящий год был отмечен неожиданным и ослепительным всплеском феминизма. Мало того что новая амазонка в лице Галь Гадот стала первой героиней DC-комиксов, так эта «Чудо-женщина», снятая режиссером женщиной, оказалась одним из самых кассовых блокбастеров года. Embed from Getty Images Еще один фаворит, от которого поклонники всегда ждут особенного и не тривиального, – Гай Ричи. В отличие от фантастических превращений и хай-тековских искушений Ричи идет другим путем. После Шерлока Холмса и «Агентов А.Н.К.Л.» он отправился к британским корням, прекрасно понимая, что волшебная палочка истории, или ключ к свободе – это мистический и магический Экскалибур – каменный меч короля Артура. Другими словами, Гай Ричи попробовал себя в историческом эпосе, в котором Джуд Лоу сыграл жестокого тирана. В результате — легкое разочарование. То ли исторический эпос сегодня уже не впечатляет, то ли Гай Ричи уже не тот. Приятно удивил в минувшем году Стивен Содерберг. После четырехлетнего молчания он вернулся к своему прежнему и яркому стилю «Одиннадцати друзей Оушена». Криминальня комедия Содерберга «Удача Логана», снятая в традиционном, если не сказать избитом, жанре heist movie (фильма об ограблении), сделана остроумно, уютно и душевно. Украшение фильма — шутки про «Игру престолов» и Дэниел Крейг, сменивший стильный костюм Джеймса Бонда на тюремную униформу специалиста по взламыванию сейфов Джо Бабаха. Embed from Getty Images В уходящем году вновь напомнил о себе никогда не стареющий Стивен Кинг (не так давно отметивший свое 70-летие). Сначала много шума из ничего наделал сериал «Мгла», вышедший на телеэкраны и закрытый после первого сезона. А затем внезапным зрительским, а значит, и кассовым успехом выстрелило «Оно». Что касается «Темной башни» с Идрисом Эльбой и Мэттью Макконахи, то, похоже, создатели этого киновинегрета просто не потянули экранизацию романа Кинга, многообещающее для экрана произведение оказалось им не по зубам. Кто следующий? Российское кино в 2017-м продолжало диагностировать общество в привычном медико-социальном ключе: «Теснота», «Аритмия», «Нелюбовь» – лучшие фильмы года на фоне бурных и напрасных страстей вокруг «Матильды». В итоге – нельзя сказать, что уходящий год порадовал нас шедеврами. Никаких существенных потрясений не произошло. И, тем не менее, было интересно.
Записал Олег Борецкий
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше