Роман Райфельд погрузился в калейдоскоп криминала и креатива.
Теряя зрителей в борьбе с конкурентами по стримингу, Netflix экспериментирует не только со звездами, сюжетами, жанрами, но также с форматами и формами. В январе на платформе вышел не просто сериал, который можно смотреть в случайном порядке, но еще и приглашение к уникальному зрительскому эксперименту.
Немного истории…
Десять лет назад, осенью 2012 года, на северо-восточное побережье США обрушился ураган “Сэнди” - второй по мощности после “Катрины”. Остановлюсь лишь на одном из его последствий: из банковского хранилища на Манхэттене пропало... 70 миллиардов долларов в облигациях. Именно эта история и вдохновила криейтора сериала 50-летнего Эрика Гарсию на необычное телетворение, два эпизода которого спродюсировал Ридли Скотт.
...для синопсиса
В мини-продукте, каковым является «Калейдоскоп», освещены события, происходившие на протяжении почти четверти века. В центре - ограбление крупного и неприступного хранилища группой единомышленников разных “профессий” во главе со сбежавшим из тюрьмы вором-рецидивистом. Добычей похитителей должны были стать, правда, не 70, а 7 миллиардов долларов, но тоже хлеб, как говорится. Героев закручивает в вихре интриг, верности, предательства, мести и, само собой, урагана.
9 необычных серий
Предлагается восемь 35-50-минутных серий и первая, пилотная, которая даже не полноценный эпизод, а минутный тизер - попытка объясниться со зрителем. Поэтому правильнее говорить о сериале из 8 серий, с нумерацией, начинающейся со второго номера и заканчивающейся девятым.
Каждой серии присвоен не столько номер, сколько цвет. Создатели предлагают нам смотреть их в каком угодно порядке.
Например: фиолетовый (24 года до ограбления), зеленый (7 лет до), затем желтый (6 недель до), оранжевый (3 недели), голубой (5 дней), после красный (утро на следующий день после ограбления) и розовый (полгода спустя).
Только одно условие - последней должна непременно следовать белая серия - собственно день ограбления. Впрочем, и это правило Netflix не возбраняет вам нарушить. Вы сами можете выбрать и порядок, и что конкретно смотреть как финал.
Дабы показать, что платформа серьезно настроена, каждому из подписчиков она выдает серии в произвольном порядке, отличающемся от клиента к клиенту. Здесь чрезвычайно важна архитектура, в противном случае, выстроив все эпизоды по порядку, вы получите плоскую и совершенно незахватывающую историю про ограбление.
Зачем?
Упрекнуть Netflix в жонглировании и манипулировании зрительским сознанием можно, но кроме этого, есть и еще одна интересная цель у “Калейдоскопа”. Он учит мыслить нелинейно, эдакий воркшоп, что подстегивает ваше творческое начало.
Более того, таким построением, точнее - выдачей эпизодов вас подталкивают к созданию собственной реальности.
Меняя порядок просмотра, вы обращаете внимание на детали и моменты, которые при первом просмотре казались незначительными или вовсе не были вами замечены.
Это, в любом случае, не просто интерактивность, но и игра, которая по умолчанию любопытна и притягивает каждого мало-мальски азартного человека.
С одной стороны - вас призывают складывать пазл (рабочее название сериала - “Мозаика”), с другой - все его составляющие очевидны, загадки, как бы, нет. И здесь, пожалуй, единственное, но весьма значительное слабое место сериала - предсказуемость, если говорить чисто о сюжете. Тот случай, где подача интереснее самого блюда.
По сути, даже не так важно, ЧТО за ограбление, какие взаимоотношения в группе преступников, какая такая месть прячется за поступком главного героя - вдохновителя ограбления. Важнее то, КАК вы сложите этот пазл, который, надо отдать ему должное, составляется и так, и эдак. Детали всегда подходят друг к другу, выдавая всякий раз новую занятную картинку, как в настоящем калейдоскопе.
Лекарство от Альцгеймера
Сериал “Калейдоскоп” — это такой интеллектуальный эксперимент, тренинг на тему “как научиться смотреть на одно и то же под разными углами”. А что? Как вариант борьбы с Альцгеймером очень даже ничего.
Как сказал в интервью The New York Post создатель серии Эрик Гарсия,
“Мы уступаем структуру аудитории... Но в то же время мы должны были знакомить людей с персонажами так, чтобы привлечь их внимание, независимо от того, как они смотрят. И мы позаботились о том, чтобы каждый раз при смене порядка серий, шоу было другим”, - заявил криейтор.
Гарсия абсолютно не волнуется, запутаются ли зрители, он уверен, что любой порядок правильный, и каждый найдет то, что будет интересно ему.
Надо отдать должное мастерству монтажа эпизодов. При любом порядке просмотра у зрителя (а некоторые даже использовали генератор случайных чисел для определения, в каком порядке смотреть) все одно в голове складывается единый нарратив. Любители математики подсчитали, что, даже если последним неизменно будет белый эпизод, получится уже более 5 тысяч комбинаций.
Каст...
Самой притягательной из актерских фигур здесь безусловно является личность Джанкарло Эспозито (сериалы “Лучше звоните Солу”, “Во все тяжкие”, “Пацаны” и полнометражные фильмы “Подозрительные лица”, “Малькольм Икс”, “Нечего терять”).
Кроме него в картине снялся мучитель главной героини в “Отпуске по обмену” Руфус Сьюэлл, а также - Паз Вега (“Испанский английский”, “Рэмбо: последняя кровь”), Тати Габриэль (“Анчартед: на картах не значится”), Джай Кортни (“Дивергент”, “Отряд самоубийц”) и египетская набирающая обороты в Америке актриса Розалин Элбей.
... и несколько фильмов в одном
Просматривая “Калейдоскоп” вы находите в нем отсылки к массе самых разных историй и кинофильмов. Я назову лишь “Побег из Шоушенка”, “11 друзей Оушена”, “Криминальное чтиво” и “Мементо”. Не надо искать здесь слишком близкого соответствия этим картинам, да и массе других (уверен: вы найдёте ещё), но дух, аромат, стиль, а порою - нелинейность повествования тех лент присутствуют здесь однозначно. Есть и любовь, и семейная драма, и экшн, и пьеса о воздаянии, много стрельбы, хитростей, крови, дегенеративное заболевание головного мозга и тюремные будни.