В минувшее воскресенье на 96-м году жизни скончался франко-венесуэльский художник Карлос Крус-Диес, работавший в области кинетического и оптического искусства. Этим летом живописец посетил казахстанскую столицу в рамках фестиваля современного искусства Astana Art Show 2019, чтобы напомнить: мир не обязательно должен быть таким, каков он есть на самом деле.
[caption id="attachment_46532" align="aligncenter" width="1000"] Карлос Крус-Диес в своей мастерской, Париж, Франция, 2018© Фото: Ателье Круз-Диез / Лиза Прёдом
© Adagp, Париж, 2019[/caption]
Уже много лет Карлос Крус-Диес, который прошел яркий путь от простого рекламщика до легенды мирового современного искусства, создает особый автономный мир, эстетическую Вселенную, подчиненную альтернативным цветовым законам и визуальным ощущениям.
Художник много времени посвятил всевозможным оптическим иллюзиям. В 1965 году он экспериментировал со спектром RGB, создав инсталляцию «Хромосатурация» из красного, зеленого и синего цветов в стремлении показать, что из сочетания этих трех цветов можно добиться абсолютно любого оттенка, тем самым меняя мир при помощи цвета. Ведь это — мощнейший инструмент, который может сильно влиять на восприятие вещей и даже на настроение человека.
[caption id="attachment_46533" align="aligncenter" width="1000"] Хромосатурация, 1965/2017Выставка «Все есть движение». Оп-арт и кинетическое искусство в коллекции Вюрта, музей Вюрт Ла-Риоха, Агонсильо, Испания, 2018. Произведения созданы для фестиваля «Ступень современной культуры», 2018
© Фото: Музей Вюрт Ла-Риоха / Рафаэль Лафуэнте
© Adagp, Париж, 2019[/caption]
Еще одним направлением в творчестве художника стал проект «Трансхромия». При наложении структуры, состоящей из цветных прозрачных полос, расположенных на разных расстояниях и в определенном порядке, достигаются субтрактивные комбинации, которые меняются в зависимости от смещения зрителя, интенсивности света и окружающих цветов.
[caption id="attachment_46534" align="aligncenter" width="1000"] Трансхромия, Париж, 1965Выставка «Крус-Диес. Пять предложений по цвету»,
галерея Дениз Рене, улица Бэти, Париж, Франция, 1969
© Фото: Ателье Крус-Диес, Париж
© Adagp, Париж, 2019[/caption]
Но наиболее «народными» работами мастера являются красочные пешеходные переходы, которые Карлос Крус-Диес нарисовал во многих городах мира. Первый из них он создал в родном Каракасе в 1975 году, будучи уверенным, что переходы не должны быть исключительно черно-белыми, ведь чем ярче и заметнее зебра, тем она безопаснее. Затем по приглашению городских властей Крус-Диес украсил пешеходный переход в Майами, который тут же превратился в достопримечательность. А этим летом в рамках фестиваля современного искусства Astana Art Show 2019 произведение Карлоса украсило и столицу Казахстана.
[caption id="attachment_46539" align="aligncenter" width="1000"] Индукция желтого, 1975Фестиваль "Художник и город", площадь де ла Пастора, Каракас, Венесуэла, 1975–1976
© Фото: Ателье Крус-Диес, Париж © Adagp, Париж, 2019[/caption] [caption id="attachment_46542" align="aligncenter" width="1000"] Аддитивный цвет, 1975
Фестиваль «Художник и город»,
бульвар Сабана Гранде, Каракас, Венесуэла, 1975–1976
© Фото: Ателье Крус-Диес, Париж
© Adagp, Париж, 2019[/caption] [caption id="attachment_46546" align="aligncenter" width="1000"] Аддитивный цвет, 2010
Арт-ярмарка «Арт Базель Майами-Бич»,
Майами-Бич, США, 2010
© Фото: Ателье Крус-Диес, Париж
© Adagp, Париж, 2019[/caption] [caption id="attachment_46536" align="aligncenter" width="1000"] Аддитивный цвет, 2019
Фестиваль современного искусства Astana art show 2019, Нур-Султан, Казахстан
© Фото: Ноэль Тил / Ателье Крус-Диес, Париж
© Adagp, Париж, 2019[/caption]