В результате теракта, устроенного психопатом-убийцей Загадочником, Готэм погрузился в хаос. Половина города лежит в руинах, коррумпированные политики бездействуют, а Бэтмен еще слишком неопытен. Масла в огонь подливает смерть мафиози Кармайна Фальконе, вследствие чего клан возглавил его наркозависимый сын, которого никто не воспринимает всерьез. Пользуясь неразберихой, гангстер Оз Кобб по прозвищу Пингвин решает занять трон.
«Пингвин» — спин-офф блокбастера «Бэтмен» Мэтта Ривза, вышедшего в 2022 году. Когда канал HBO анонсировал ответвление, посвященное Озу Коббу, фанаты искренне недоумевали. Мол, зачем нужен сериал персонажу, которому в трехчасовом фильме уделено не более 15 минут? Ситуацию усугублял тот факт, что сегодня жанр пребывает в глубоком упадке. Кинокомиксы Marvel давно не оправдывают ожиданий, тогда как DC Extended Universe под руководством Зака Снайдера развалилась прежде, чем успела сформироваться. Публика пресытилась супергеройским контентом, которого стало больше благодаря стримингам. Единственные удачные проекты студий-конкурентов за пять лет опираются не на события, происходящие в рамках киновселенных, а на всеми любимую классику. В случае с Marvel это «Человек-паук: Нет пути домой» и «Дэдпул и Росомаха». Один держится на отсылках к старым «Паукам» с Магуайром и Гарфилдом, другой — на столь же нарочитых камео из «Людей Икс» с Джекманом. Между тем DC обзавелась «Джокером» — фестивальной драмой, где за основу взяты фильмы «Таксист» и «Король комедии» Мартина Скорсезе. Следом вышел тягучий «Бэтмен» с Паттинсоном, очевидно, испытавший сильное влияние триллеров Дэвида Финчера «Семь» и «Зодиак».
Основной для «Пингвина» в свою очередь послужил «Сопрано» — великий сериал, изменивший облик всего американского телевидения. И внешне, и своим характером гангстер в исполнении Колина Фаррелла напоминает антигероя, мастерски сыгранного Джеймсом Гандольфини. Как и Тони Сопрано, Оз Кобб — монстр, которого авторы «Пингвина» во главе с Лорен Лефранк пытаются выдать за неоднозначного персонажа. И им это определенно удается. С одной стороны, перед нами циничный бандит, готовый идти по головам. С другой — выходец из неблагополучного квартала, как кажется, ставший преступником в силу обстоятельств. Чтобы убедить зрителя в том, что внутри Пингвина осталось что-то человеческое, авторы вводят в сюжет Вика — юношу, потерявшего из-за теракта семью и дом. Подобно Озу паренек рос в нищете и подвергался травле ввиду физиологического дефекта (Пингвин получил прозвище из-за хромоты, в то время как Вик заикается). Бандит не только нанимает его в качестве водителя, но и фактически заменяет отца, по поводу и без раздавая мудрые советы. Иллюзию двойственности Оза — злодея с добрым сердцем — поддерживает его доминантная мать, страдающая Альцгеймером. Вопреки токсичному поведению женщины, сын заботится о ней и стремится любой ценой обеспечить достойную жизнь. Однако даже самые близкие люди для Оза — инструмент, необходимый для достижения целей. И при первом же намеке на опасность он придает любого, не вызывая ничего, кроме отвращения.
Сюжетно сериал также мимикрирует под гангстерское кино а-ля «Лицо со шрамом», «Славные парни» и тот же «Сопрано». Отказавшись от фантастики (здесь нет даже Бэтмена), создатели добились предельного реализма и отошли от супергероики на максимально возможное расстояние. Именно поэтому «Пингвин» Лефранк понравился даже тем, кто на дух не переносит мужчин в трико. Важно и то, что сериал легко воспринимается в отрыве от контекста. Перед просмотром фильмов Marvel публике требуется проделывать колоссальную работу, которая еще и не окупается. Между тем «Пингвин» понятен даже без «Бэтмена», прямым продолжением которого формально является. Это абсолютно самодостаточная история, которая не стала откровением, но на фоне кризиса жанра видится глотком свежего воздуха.
Поначалу Фаррелл говорил, что «никогда в жизни не вернется в этот чертов костюм». Съемки длились 80 смен, каждая из которых начиналась с 4-часового гримирования актера. Однако зрительский успех «Пингвина» заставил Фаррелла передумать. Мало кто сомневается, что HBO продлил шоу на второй сезон. Так что с большой долей вероятности Оз Кобб вернется на малые экраны аккурат после очередного «Бэтмена», запланированного на 2026 год. Остается надеяться, что детище Мэтта Ривза продержится дольше, нежели киновселенная Снайдера и «Джокер», сиквел которого с треском провалился.