Ридли Скотт, которому в этом году исполнилось 85, имеет за спиной длинную историю отношений с костюмированными драмами. Его фильмография пестрит самыми разными историческими эпохами – от библейских преданий до средневековой Франции. Теперь, спустя череду побед и провалов, он пришел к одному из самых сложных своих проектов – биографической драме о Наполеоне.
Само имя французского императора уже стало нарицательным и обросло сотнями литературных, театральных и кинотеатральных воплощений. В свое время «Ватерлоо» Бондарчука с треском провалился в прокате, утянув за собой зарождавшегося «Наполеона» Кубрика. А совсем недавно о своем намерении снять своего «Наполеона» объявил и Спилберг. Браться за биографию Бонапарта, учитывая всю эту конкуренцию, – дело не просто рисковое, почти самоубийственное, но сэра Ридли Скотта это, кажется, могло только раззадорить.
Армия. Франция. Жозефина
С этими словами на устах, если верить популярной исторической байке, испустил дух Наполеон Бонапарт, будучи в изгнании на острове святой Елены. Три эти вещи были священны для Наполеона, и Ридли Скотт силится охватить их все в своей картине.
Фильм находит будущего императора Франции 24-летним юнцом в звании батальонного командира, прибывшего отбивать Тулон, захваченный роялистами. Правда, в исполнении Хоакина Феникса он больше походит на невротичного мужчину средних лет. Офицер успешно справляется с заданием, получает за это свою первую славу и знакомиться с Жозефиной, любовью всей своей жизни.
Наполеон и Жозефина венчаются, но их личная жизнь протекает нескладно – она почти сразу начинает ему изменять, а он ведет себя, как капризное и жестокое дитя. Ситуация усугубляется тем, что Жозефина никак не может забеременеть и принести Наполеону желанного наследника.
Где-то на фоне этой гниющей любви на безучастного Бонапарта валятся как из Википедии исторические события. Вот он тремя выстрелами из пушек давит роялистский мятеж в Париже, вот теми же тремя выстрелами берет Каир, вот оказывается втянут в государственный переворот, а вот его кто-то надоумил провозгласить себя императором Франции. Во всех этих событиях он не проявляет себя ни как харизматичный лидер, ни как гениальный тактик. В оптике Ридли Скотта Наполеон не живое воплощение волюнтаризма, а пешка судьбы, оказавшаяся в нужное время в нужном месте.
Маленький человек в сером сюртуке
С первых кадров понятно желание Ридли Скотта десакрализировать образ Наполеона. Вслед за Толстым он лишает французского императора и военного гения, и величия, и простого человеческого обаяния. Но Ридли Скотт в своих описаниях идет дальше классика и не видит в нем даже самоуверенности, не говоря о храбрости.
Его Наполеон – маленький и толстый невротик, которого не любила мама, и поэтому весь его мир крутится между ног у Жозефины. Хорошо, обошлось без пошлых исторических анекдотов о росте Наполеона, хотя несколько ироничных кивков в эту сторону в фильме все же имеется. Такой приземленный до уровня рядового современника Наполеон может и понятнее зрителю, но совсем не способен вызвать симпатии. К тому же во время просмотра не покидает вопрос – что сделало его императором из простого батальонного командира?
Ситуацию не спасает и игра Хоакина Феникса, который, кажется, вообще не понимает, что ему играть. От непонимания или по привычке он начинает изображать не то Джокера Тодда Филлипса, не то Бо из последнего фильма Ари Астера. В общем, ударяется в свой излюбленный акробатический перфоманс, повиснув где-то между зрительской жалостью и отвращением.
Притчи с моралью
В каком-то смысле весь этот амбициозный проект погубило желание Ридли Скотта не просто рассказывать истории, а рассказывать их с моралью. Именно его престарелое морализаторство не дает нам увидеть в фильме противоречивых фигур. В описании «гениального полководца, погубившего миллионы», он не может смириться с гениальностью, стоящей рядом с миллионами жертв, поэтому и вычеркивает ее из своего портрета.
Усугубляется проблема, когда на экране в сияющих доспехах появляется герцог Веллингтон. Ридли Скотт им очарован, видит в нем настоящего английского джентльмена, пьющего чай перед крупным сражением и готового мокнуть под дождем не ради военной славы, а только «ради дела».
В итоге получается, что Наполеон – плохой, дурак и вообще дутая фигура, потому что его не любила мама, а герцог Веллингтон – хороший, умный и доблестный, потому что англичанин. Самая интересная фигура во всем фильме – Царь Александр, он здесь обаятельный трикстер, до которого черно-белые руки Скотта попросту не добрались, кажется, из-за нехватки экранного времени.
Эта же проблема во многом погубила его предыдущую костюмированную драму «Последняя дуэль». Запутанную драму с расемоновской структурой Ридли Скотт в конце концов променял на возможность выйти и зачитать хоть и правильную, но ужасно скучную мораль.
Батальная картина
Если рассматривать «Наполеон» как историческое полотно в духе батальных картин современников императора, то она работает безупречно. Сцены военных сражений сняты зрелищно и с ощутимым размахом, к тому же видна огромная и внимательная работа художников по костюмам.
Отдельно стоит выделить битву под Аустерлице, перекликающуюся с ледовым побоищем из «Александра Невского» Эйзенштейна. Здесь, правда, уже сами русские вперемешку с австрийцами бегут по льду, который французы хладнокровно расстреливают из пушек. Не менее мастерски снята и битва при Ватерлоо, ставшая последней для Наполеона. Режиссура Ридли Скотта, за всю карьеру набившего руку на съемках исторических сражений, заставляет сопереживать даже абсолютно картонным персонажам фильма.
Вывод
Несмотря на безупречно снятые баталии и звездный актерский состав, расхаживающий в красивых и исторически достоверных костюмах, фильм тяжело назвать удачным. Снимая биографическую драму об одном из величайших военачальников мира, Ридли Скотту не удалось сделать своего персонажа ни понятным, ни интересным. Силясь раскрыть Наполеона с неожиданной стороны, фильм превращается в глупую агитку про капризного дурака, не способную объяснить ни его величие, ни его низость.
Но отправлять Ридли Скотта на остров святой Елены, наверное, еще слишком рано. Возможно, его настоящим Ватерлоо станет обещанная режиссерская версия «Наполеона» или уже анонсированный сиквел «Гладиатора».
На фоне этого провала гораздо интереснее вспомнить Тулон режиссера – его полнометражный дебют «Дуэлянты». Он во многом рифмуется с «Наполеоном»: действие разворачивается в эпоху наполеоновских войн, а один из главных героев, бонапартист Феро, – чистая карикатура на Наполеона. Тогда еще молодому Ридли Скотту удалось раскрыть героев, пробежаться по французской истории и метафорично высказаться о войнах, уместив это всего в полтора часа хронометража. Возможно, сейчас такая скромность и немногословность ему попросту не к лицу.
Рамазан-Малик Елеусиз