А 20 ноября на таллинском кинофестивале «Темные ночи» Ержанов представит еще один новый фильм — политический боевик «Мавр», в котором молчаливый ветеран боевых действий объявляет вендетту коррупции в родном ауле.
Три ленты за год — далеко не рекорд для Ержанова. За 2022-й он выпустил три полнометражных фильма, сериал «Замерзшие» из семи эпизодов и получасовую короткометражку «Возвращение Зои».
Неудивительно, что каждый новый фильм Ержанова заставляет волноваться. Ну не может режиссер каждый раз прыгать выше своей головы, снимать настолько честные, смешные, ни на что не похожие фильмы, да еще с частотой заводского конвейера.
Другие режиссеры, может, и не могут. А у Ержанова это с блеском выходит уже лет десять.
Режиссер впервые попал на международную киноарену с драматическим фильмом «Собственники», который неожиданно вошел в официальную программу Каннского кинофестиваля.
После приемлемого успеха этой картины Ержанов больше не оглядывался назад — за последующие годы он снял еще 14 фильмов, каждый из которых все больше погружал зрителей в невероятный сплав юмора, фольклора и насилия, который определил узнаваемый стиль режиссера.
В честь международной премьеры «Кадета» и грядущего выхода «Мавра» вспоминаем пять лучших фильмов Адильхана Ержанова.
«Чума в ауле Каратас», 2016
«Чума в ауле Каратас» — самый необычный фильм современного казахстанского кинематографа. Молодой аким приезжает в отдаленный аул Каратас, делами в котором заправляют политики-коррупционеры и одержимые мистикой местные жители. Аким, решивший изменить уклад жизни в странном городке, неизбежно сталкивается с ненавистью — жители Каратаса открывают на него настоящую охоту.
Все действие фильма происходит исключительно в ночном Каратасе, по которому бродят загадочные люди в колядных масках, а древние идолы растут прямо из земли. Фирменный черный юмор Ержанова зарождается именно в этой картине — персонажи режиссера совсем не прочь злобно пошутить, а ругаются матом они с таким изяществом, что даже самый строгий цензор не подумает «запикивать» диалоги «Чумы в ауле Каратас».
Фильм попал в основной конкурс Роттердамского кинофестиваля и влюбил в себя критиков со всего мира. Казахстанский «Сайлент Хилл» смог предложить зрителям действительно уникальный концепт — авторский фильм ужасов, в котором пугают не дешевыми скримерами, а экзотическим фольклором и вполне реалистичным изображением повседневной коррупции.
«Ласковое безразличие мира», 2018
Ержанову скучно в рамках одного жанра. Поэтому спустя два года после выхода хоррор-сказки «Чума в ауле Каратас» режиссер снимает романтическую драму «Ласковое безразличие мира». Но история двух влюбленных из небольшого аула, приехавших в большой город, — это не приторный фильм о сложной любви. Персонажи актеров Динары Бактыбаевой и Куандыка Дюсембаева получились настолько живыми, что фильм скорее выглядит как правдоподобная документалка, а не типичное драмеди.
Попав в большой город, влюбленные теряют чистоту своих душ — мегаполис захватывает и коверкает героев, превращая их в неулыбчивых горожан. Ержанов мастерски вплетает в реалистичное повествование нотки сюрреализма — сцена, в которой персонаж Бактыбаевой будто летит на рисунке самолета, изображенного на покосившемся гараже, трогает чуть ли не до слез.
«Ласковое безразличие мира» — кино остросоциальное, совсем не в дарденновском понимании жанра. Это внимательный, слегка волшебный фильм, который не старается напугать зрителя социальным неравенством, а просто знакомит его с двумя обычными людьми, у которых все пошло немного не по плану.
«Черный, черный человек», 2019
«Черный, черный человек» — главный хит в карьере Ержанова. Кровавый триллер о следователе Бекзате, прибывающем в отдаленный аул для расследования убийства маленького мальчика, оказывает на зрителя эффект светошумовой гранаты. Мачо-полицейский не стесняется использовать кулаки и угрозы во время допроса подозреваемых. Но даже у него есть свои стандарты: когда местные полицейские решают повесить жуткое убийство на местного сумасшедшего, Бекзату приходится начать собственное расследование.
Бекзат актера Данияра Алшинова — Данила Багров помноженный на сто. Алшинов с блеском создает сложного и максимально народного персонажа, каждая фраза которого заставляет зрителя то смеяться в голос, то дрожать от страха. Тяжелые истории требуют тяжелых героев, и Бекзат уверенно несет на своих плечах эту ношу. Алшинов и Ержанов еще не раз работали вместе — их дуэт может легко посрамить даже культовую пару Скорсезе / Де Ниро.
«Черный, черный человек» принес Ержанову звание лучшего режиссера на Премии киноакадемии азиатско-тихоокеанского региона, и неудивительно. Режиссер начинил двухчасовой триллер таким количеством стильных перестрелок и кулачных боев, что даже азиатский «Оскар» начинает казаться недостаточной наградой таланту Ержанова.
«Желтая кошка», 2020
Ержанов обожает французское кино, особенно фильмы режиссеров «Новой волны». «Желтая кошка» — неожиданное и оригинальное признание в любви картинам Годара, Трюффо и Мельвиля. Действие этой ленты происходит не в Париже, а в казахской степи, куда после отсидки возвращается наивный парень Кермек, грезящий только об одном — построить в ауле кинотеатр.
Однако его родной аул сильно изменился за последние годы. Власть в городе захватила преступная группировка, а любимая девушка Кермека совсем сбилась с пути. Но мечтателя, считающего себя точной копией Алена Делона, так просто не остановить — Кермек сам становится преступником, не забывая при этом о своей мечте.
Криминальный фильм с карикатурными персонажами и по-ержановски красивым матом смотрится куда легче, чем «Черный, черный человек». Истинный посыл фильма нетрудно разглядеть — Ержанову претит коррупция и вседозволенность, и начиненная отсылками к французскому кино «Желтая кошка» ясно дает это понять.
«Штурм», 2022
«Штурм» — самая скандальная работа Ержанова. В центре истории этого мрачного триллера — персонал и ученики школы в ауле Каратас, которых берет в заложники группа неизвестных в пугающих масках. Преступники не выдвигают никаких требований, так что местные полицейские с ужасом ожидают повторения террористического акта в Беслане — к тому же, из-за снежной бури, ждать подкрепления придется еще долго. Местный учитель Тазши осознает, что помощи ждать не от кого и создает штурмовую группу из родителей аула.
Ержанов снял этот фантасмагорический фильм об очень серьезной проблеме с невероятной сдержанностью — бледно-холодная палитра изображения и минималистичное построение кадра вторят жуткому сюжету. Но без фирменного черного юмора Ержанова все же не обошлось. Персонажи «Штурм» говорят настолько живо, что их каждая небольшая шутка заставляет смеяться вслух.
Фильму стоя аплодировали после премьеры на Роттердамском кинофестивале, но обычному зрителю «Штурм» не шибко понравился — возможно, именно из-за скандального сюжета о захвате школы. А зря.
Источник изображения: Кинопоиск